Что мешает созданию коллективной системы антитеррористической безопасности?

Двойные стандарты неприемлемы

На сентябрьской конференции по борьбе с терроризмом Президент Беларуси призвал мировое сообщество к созданию сплоченного антитеррористического фронта силами ООН, ОБСЕ, ЕС, ОДКБ, СНГ, ШОС и иных международных организаций. 

фото вгу.

На фоне глобальной угрозы, проявления которой мы каждый день наблюдаем в теленовостях, может показаться, что все здоровые силы в мире давно уже вместе противостоят этому бесчеловечному явлению. Но на деле общим усилиям мешает юридическая проблема: в международном праве до сих пор нет единого определения понятия «терроризм». О том, как решается эта актуальная задача и возможно ли тут прийти к единству, рассуждает кандидат юридических наук, доцент, ректор Витебского государственного университета имени П.М.Машерова Алексей Егоров.

— С 2006 года Беларусь вместе с другими странами ведет разработку программного документа «Глобальная контртеррористическая стратегия». Он будет касаться всех стран. Пока существуют только региональные соглашения и конвенции. А вот комплексного документа, который можно было бы назвать кодексом борьбы с терроризмом, определяющего все вопросы, связанные с этим противоправным действием, нет. Он необходим, потому что в разных странах определения терроризма существенно различаются между собой. Кроме того, они не всегда соответствуют международным правовым актам.

Очевидно, что внутригосударственных мер недостаточно для эффективной борьбы с терроризмом, особенно международным. Но до тех пор, пока мы не достигнем единства и не определим, что же именно следует считать актом международного терроризма, все усилия мирового сообщества в борьбе с этим явлением будут напрасными.

— С момента атаки террористов на США 11 сентября 2001 года мир говорит о глобальной международной угрозе и все еще не может определиться с юридическими формулировками?

— Во-первых, для развития правовой системы 20 лет не срок. Мы по большому счету ничего нового не придумали в юриспруденции со времен римского права. Во-вторых, основные конвенции о борьбе с терроризмом были приняты в 60 — 70-е годы прошлого века, они не отвечают потребностям современного мира. В том числе в вопросах информационной безопасности и так называемого киберправа. Надо создать единый документ, который ляжет в основу изменений устаревших конвенций. Такие инициативы, как подчеркнул Президент, должны исходить от ООН, где есть ряд комиссий, комитетов, специализирующихся на этих проблемах.

— В каждом государстве есть уголовное законодательство, которое применяется в отношении террористов. Что даст миру общая конвенция?

— Когда мы определим состав преступления, сможем разграничить такие понятия, как терроризм и агрессия, появится возможность унифицировать подходы и в части юридической ответственности. Чтобы не было практики, когда на территории одного государства человека, совершившего террористический акт, ждет исключительная мера, а на территории другого государства — более мягкое наказание. 

Эти подходы должны быть унифицированы, чтобы члены террористической организации понимали: от ответственности не уйдешь ни в одной стране. Такие нормы во многом влияют на человека, его поведенческие стереотипы.

В теории с этим все согласны, но на практике мы видим, что в плане регулирования тех или иных отношений каждое государство старается перетянуть одеяло на свою сторону. Например, требовать: «Выдайте нам преступника, мы его накажем лучше, более справедливо, чем это сделает наш сосед». Такая политическая ревность мешает созданию коллективной системы безопасности.

— И что с этим можно сделать?

— Не хочу давать оценку социальным и политологическим вопросам, тут каждый может иметь свою точку зрения, но Президент очень правильно сказал: для принятия единых документов против международного терроризма необходимо наличие политической воли. А она исходит от конкретных государств как участников международного права. 

Самый приемлемый путь борьбы с терроризмом — это создание региональных систем безопасности. 

Поэтому страны должны объединиться на региональном уровне, а потом уже возводить свои нормы в ранг общих положений. Хорошо, что Беларусь активно старается влиять на систему международного права в части борьбы с терроризмом. Инициативу проявлять можно и нужно. Стране, известной своими миротворческими инициативами, легче собрать на своей территории представителей разных точек зрения. Главное, начать диалог, а там уже видно будет, насколько международное сообщество готово к единым требованиям.

kruchenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter