Двойной портрет на фоне снегопада

На Первом Национальном канале был показан новый документальный фильм режиссера Валерии Скворцовой «Анатоль» (Белвидеоцентр) — о личности и творчестве известного белорусского певца Анатолия Ярмоленко...

На Первом Национальном канале был показан новый документальный фильм режиссера Валерии Скворцовой «Анатоль» (Белвидеоцентр) — о личности и творчестве известного белорусского певца Анатолия Ярмоленко.


Валерия Скворцова — тот режиссер, образ которого не совпадает с банальными, расхожими представлениями об этой профессии. Она не амбициозна, не велеречива, не завистлива. В ней есть то, что было всегда свойственно настоящей интеллигенции, — скромность, образованность, ответственность, неравнодушие, чувство собственного достоинства. За всем, что она делает, видятся огромный труд, крепкая воля, доброжелательное и невероятно бережное отношение к своим героям. Созданные ею кинопортреты известных деятелей отечественной культуры («Тишина» — о художнике Л.Марченко, «Я здесь живу» — о художественном руководителе Государственного ансамбля танца В.Дудкевиче, «Наталья и Георгий» — о семье художников Поплавских, «Нинель Счастная» — о живописце Н.Счастной, «Звучание жизни» — о Владимире Мулявине, «Свет и тени моей судьбы» — об актрисе Ольге Клебанович, «По имени и житие» — о митрополите Филарете) — тот золотой фонд, ценность и значимость которого будет усиливаться год от года.


Сложнее всего приходится тогда, когда создается портрет современника, к тому же человека чрезвычайно популярного, авторитет и слава которого умножались на глазах не у одного поколения. Об Анатолии Ярмоленко можно сказать: народный любимец. А для этого надо, наверное, иметь нечто большее, чем талант певца. В этом человеке есть качества, которые соответствуют понятию «национальный характер».


Именно личностные особенности главного героя стали основой драматургической композиции фильма. Не думаю, что у режиссера была задача показать идеального человека, но так получилось, что все факты его жизни естественно проецируются на нравственные категории. Мы видим человека, лишенного видимых признаков той звездности, которые в народной среде вызывают неприятие. Он открыт, коммуникабелен, доброжелателен, в нем есть простота, которая убеждает всех, кто его видит, что именно этому человеку можно верить. Анатолий Ярмоленко показан не только как певец, но и как сын, муж, отец, дедушка, как человек, у которого есть не только свое дело, но которому удалось нечто большее — построить прочный Дом. В данном контексте человек — это знак чести и настоящего благородства. И то здание, которое называется жизнь, он построил сам и сделал это на совесть и очень добротно. Добротность — слово, которым можно определить все, что делает Ярмоленко. Возможно, это получается тогда, когда человек живет, как говорится, с Богом в душе, когда все делается по законам настоящей, а не перевернутой морали.


Встреча с такими личностями всегда открывает множество фактов, такой объем информации, в котором действительно можно утонуть. Наверное, это было самое сложное для режиссера: выбрать, систематизировать, смонтировать из 10 часов записанных на пленку бесед, кадров из семейного видеоальбома только 52 минуты — допустимое экранное время будущего фильма. Можно было бы пойти по пути наименьшего сопротивления: создать ординарный парадный портрет (материала на такой вид портрета было более чем достаточно). Валерия Скворцова, будучи человеком тонко чувствующим и понимающим музыку, создала кинопроизведение, атмосфера, ритм, тональность которого напоминают музыкальное творение. Как музыкальный рефрен «звучат» в фильме кадры с легким, падающим на минские улицы снегом (кстати, снежная погода — не самое удобное время для съемок). Получился минский ноктюрн на фоне снегопада. Но самое главное, что режиссеру удалось создать такой портрет и показать такого человека, о котором можно было бы сказать словами классика: «...индивидуален, как портрет, универсален, как идея, крепок, как чистая совесть». Эти слова в полной мере относятся и к автору фильма. Вот и получается, что «Анатоль» — это как бы двойной портрет: один видимый — главного героя, второй — невидимый, портрет самого автора. Что ж, в лучших творениях мировой культуры так всегда и получалось.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter