Западные стандарты прав человека — как инструмент стратегии «мягкой силы»

Двойная игра

Последние десятилетия века стали наглядным примером того, что основными методами реализации мировыми игроками своих внешнеполитических интересов стали экономические, интеллектуальные, информационные, идеологические и иные рычаги воздействия. При этом использование сугубо военных инструментов как способа достижения геополитических целей заметно отошло на второй план.

В существующих условиях взаимного проникновения целей и ценностей различных социумов США и ЕС через различные подконтрольные им международные организации продвигали и продвигают выгодные им изменения в системах общественной жизни других стран, пытаются навязать их правительствам внедрение выгодных исключительно Западу социальных стандартов. Разберемся, как это происходит.

Владимир Арчаков, заместитель Государственного
секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь.
Андрей ­САВИНЫХ, председатель Постоянной комиссии
по международным делам Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь.
 

Элементы гибридной войны

Западные (американские) ценности — свобода, демократия, законность, права человека и частная собственность — в значительной степени обусловлены идеей о национальной исключительности и особой миссии США в мире. Этим аргументируется их стремление к повсеместному распространению своих идеалов, что приводит к унификации и стандартизации образа жизни других культур. При этом право последних на различие, наличие их собственной национальной самобытности либо не учитывается, либо принимается во внимание как нечто второстепенное.
Продвижение западных социальных стандартов создает базис для реализации коллективным Западом технологий концепции «мягкой силы», которые предполагают применение в первую очередь нематериальных ресурсов, достижений культуры, методов убеждения и политических идеалов для оказания нужного влияния на население другой страны без классического военно-силового давления. 
Инструменты «мягкой силы» применяются для реализации «цветных революций» и гражданского неповиновения. Впоследствии концепция «мягкосилового» влияния была дополнена новым элементом — «умной силой» (способность государства сочетать «мягкую» и «грубую» силу для формирования наиболее оптимальной стратегии), что уже характерно для ведения гибридной войны.
Беларусь, которая находится в центре Европы, не может закрыться от этих процессов, поэтому они имеют для нашей республики принципиальное значение. В качестве одного из действенных инструментов «мягкосилового» воздействия выступает насаждение трансатлантическим сообществом своего видения приоритетов по защите прав человека в Беларуси.

Оценка в одни ворота

«Правозащитная» тематика всегда использовалась Западом как рычаг давления на нашу страну. Посредством иностранных неправительственных организаций, фондов и других структур Западом (США и ЕС) проводится информационная кампания по формированию у белорусских граждан устойчивого мнения о якобы несоблюдении в республике «универсальных международных стандартов в области прав человека». При этом Запад манипулирует правом трактовки этих стандартов и в конечном итоге выходит на «необходимость» смены власти в стране.
Спецдокладчики Совета по правам человека ООН по Беларуси постоянно критикуют деятельность высшего политического руководства Беларуси по вопросам реализации прав граждан на свободу выражения мнений, а также на участие в общественной жизни. 

Следует отметить, что основанием для подобной жесткой риторики является использование материалов ангажированной группы белорусских негосударственных организаций (всего около десятка) без применения к их информации какого-либо критического подхода.

Оценки текущей ситуации в республике, даваемые этими объединениями, носят выраженный субъективный и предвзятый характер и используются для борьбы с действующей властью, а не в целях улучшения стандартов демократического развития белорусского общества.
Уместно подчеркнуть, что указанные «правозащитники», как правило, являются маргинальными объединениями небольшого числа людей, которые не сумели реализовать себя в рамках белорусской политической системы. В результате для этих сообществ главным является монополизация процесса подготовки оценок по правозащитной тематике для продвижения исключительно собственной заинтересованности.

Альтернатива не нужна?

Решимость Беларуси проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику в интересах наших граждан всегда становилась объектом для атак на страну, которые, как правило, не носили прямого характера, а всегда обуславливались «гуманитарными озабоченностями» 
Запада, иногда отличавшимися отсутствием элементарной логики. Так, несмотря на неоднократные попытки белорусского внешнеполитического ведомства привлечь офис Верховного комиссара ООН по правам человека к более тесному взаимодействию в рамках реализации «Национального плана по правам человека на 2016—2019 гг.», его представители отказались от предложенного формата, объяснив это «отсутствием должного сотрудничества 
Минска со спецдокладчиком по правам человека». При этом положительно оценена ратификация Минском Конвенции о правах инвалидов и принятие Правительством Беларуси первого Национального плана по правам человека.
О нежелании слушать альтернативные мнения свидетельствует тот факт, что в марте этого года члены Совета по правам человека ООН отвергли в общей сложности 14 поправок к резолюции с осуждением действий белорусских властей, предложенных делегациями Беларуси, Китая и Российской Федерации.

Не секрет, что сейчас в отношении Беларуси коллективным Западом начат новый этап «гибридных» действий, являющийся практическим воплощением применения концепции «мягкой силы».
Поводом для введения в прошлом и текущем годах санкций со стороны ЕС, США, Канады, Великобритании, Франции в числе прочих вновь послужил старый лозунг — «защита прав человека». При этом в расчет не берется то обстоятельство, что санкционные меры полностью противозаконны и наносят ущерб простым людям, в том числе с точки зрения возможности реализации ими гарантированных прав и свобод.
Это происходит не впервые. Но на сегодняшний день лицемерие этих призывов становится слишком очевидным. Когда в странах Евросоюза разгоняют незаконные митинги и демонстрации — это «наведение порядка», а в Беларуси те же действия правоохранительных структур подпадают под «нарушение прав человека».

Санкции как повод для консолидации

Нельзя вести серьезный разговор о правах человека, если эти же права используются как инструмент для социальной дестабилизации, как повод для вмешательства во внутренние дела Беларуси, поскольку выхолащиваются логика, содержание политического диалога, и всякое взаимодействие теряет смысл.

Уже сам факт, что доминирующим внешнеполитическим силам приходится прибегать к такому примитивному средству давления, как санкции, говорит о серьезном кризисе, в котором находятся эти доминирующие в мире государства. У них нет ни разумных, ни рациональных предложений или аргументов, в результате они вынуждены прибегать к силовым методам — давлению, шантажу, ультиматумам и прочему.

Рациональная реакция на санкции со стороны Беларуси — это консолидация внутри страны. Объяснение здесь простое. Той всеобъемлющей и абсолютной гегемонии Запада, которая существовала 20—30 лет назад, сегодня уже нет. Коллективный Запад стремительно теряет свое влияние. Это, с одной стороны, заставляет их быть агрессивными, но с другой — показывает, что санкционный механизм явно не дает нужного эффекта.
В ближайшей перспективе основными приоритетами США и Евросоюза в развитии отношений с Беларусью по-прежнему будут оставаться требования восстановить права «политических» заключенных, снять ограничения на свободу собраний, упразднить порядок регистрации НГО и политических партий, обеспечить защиту «меньшинств»… Они продолжат категорически выступать за сохранение полномочий спецдокладчика ООН по Беларуси в связи с «имеющимися в стране нарушениями».
Поэтому укрепление контактов с партнерами, со всеми странами, которые проводят независимую внешнюю политику, сегодня очень важно для Беларуси. Выработка консолидированной позиции с государствами формирующегося Евразийского макрорегиона должна позволить противопоставить западной «правозащитной» морали действенные механизмы реализации прав и свобод каждого гражданина, исходя из сбалансированных интересов личности общества и государства.

Видится оправданным учитывать эти основы в рамках работы по подготовке новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, старт которой дал Глава государства на шестом Всебелорусском народном собрании.

Владимир АРЧАКОВ, заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь.

Андрей ­САВИНЫХ, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter