Дворы в законе

Трудные родители — трудные дети. Как научить их жить друг с другом?
Трудные родители — трудные дети. Как научить их жить друг с другом?

«Представляет собой угрозу для жизни школьников и учителей». Прочитав этот пассаж в личном деле ученика, я представила эдакого громилу с пудовыми кулаками. Но «угроза» материализовалась передо мной в щуплом ушастом пацаненке Саше 11 лет от роду... «Вы обо мне в газете напишете? Прикольно!»

Утехи для потехи

Несмотря на нежный возраст, у Саши вполне взрослый криминальный опыт — кражи, разбои, драки. Впрочем, разбавлен этот «букет» и детскими «шалостями». Принес как–то в класс бутылку с уксусной кислотой и поливал ею цветы и... одноклассников. Отправлял естественные надобности под дверью кабинета математики. Ударил учительницу, сделавшую ему замечание, кулаком в грудь.

...Пятиклассник Женя — тоже не подарок. Когда после уговоров матери приходил в школу, «разбрасывал по классу стулья, обругивал нецензурной бранью и оплевывал учителей и учеников». Но чаще Женя просто бродяжничал. Как–то пришел навестить бабушку. Ее дома не оказалось. Зато в кухонном столе оказался бабушкин кошелек. Внучек неожиданной находке обрадовался. Прихватив кошелек, отправился в райцентр — гулять! Накупил конфет, орешков, семечек. И до ночи балдел в компьютерном клубе. Впрочем, не только бабушка стала жертвой «налетчика». Женя воровал деньги, велосипеды, автомобильные фары и вообще все, что под руку попадалось, и у совершенно незнакомых людей.

...У 12–летнего Паши было ну совсем не детское пристрастие — воровал деньги, разные мелочи на вещевом рынке, чтобы с друзьями во дворе выпить стакан–другой вина. Его даже привлекали к ответственности — за пьянство. Когда украсть не удавалось, попрошайничал на железнодорожной станции. Но это все так, для разминки. Эта самая «разминка» пригодилась, когда Паша стал воровать по-крупному. Попался, когда украл 600 долларов...

Цветы жизни в заброшенном саду

Почему дети воруют, к рюмке тянутся, ведут себя, как отъявленные хулиганы? Причем таких детей немало: 20,5 тысячи состоят сегодня на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Да и немало тяжких преступлений совершают чада нежного возраста: более 30 убийств на совести несовершеннолетних только в этом году. Педагоги и психологи, специалисты по криминальному поведению дают такие ответы на эти вопросы.

Во многих семьях норма жизни — равнодушие и жестокость. И для детей в таких семьях с самого раннего возраста характерны состояния отчужденности, отверженности, так называемые актуализированные страхи. Дети боятся наказаний, насилия, боятся взрослых и самой жизни. Выражаясь научным языком, дети «не испытывают в семье позитивных эмоциональных отношений». Все это формирует у них раннее проявление агрессии, жестокости и враждебности, склонность к девиантному поведению.

Выявлены и возрастные периоды, которые исследователи характеризуют как наиболее благоприятные для перехода этой склонности детей к агрессии к действиям криминального характера. Для детей, которые воспитываются в семьях, ходят в школу, это 10 — 12 лет. Для тех, кто воспитывается в школе–интернате, — 9 — 10 лет. Те, кто попал в приемники–распределители, проявляют склонность к правонарушениям уже в 8 — 9 лет. В 14 они обычно пополняют пенитенциарные учреждения.

Ну а до 14 лет что делать с Сашей, Женей, Пашей, о которых я рассказывала выше? Суд признал этих ребят виновными в совершении уголовных преступлений. Но, как выражаются юристы, возраст уголовной ответственности у них не наступил. Родители со своими детьми совладать не могут, да и не очень хотят ими заниматься. И по решению суда отправили ребят не в колонию, а в школу. Единственную в стране Могилевскую специальную школу закрытого типа.

«Смирно! Начинаем урок»

...Высокий кирпичный забор на тихой улице. Глухие ворота. Проходная. Старое здание среди старого сада. Обычные классы, мастерские, столовая, спальни на 4 — 5 человек. Необычна лишь одна комната — с решетками. Это... В общем, совсем неуправляемых, провинившихся отправляют сюда обдумать свое поведение.

А поведение детей в камуфляжной форме — все щупленькие, не по возрасту маленькие, коротко остриженные, — расписано буквально по каждому шагу. Два раза в день — линейка–построение. Передвигаться по коридору можно только строем в колонне по одному. Не галдеть, не свистеть, не шуметь! В классе по команде «смирно!» дети слушают доклад дежурного. На территории школы не курить! После занятий — работа в мастерских, в колхозном саду, в огороде. Заработанные деньги отдают детям, чтобы не воровали... Есть и «выходы в город» — в кино, на выставки. Каждое замечание и каждое поощрение заносятся в специальный листок наблюдений. Если случится так, что в этом листке — одни замечания, можно отправиться в комнату с решетками. А если одни благодарности — ребенку разрешают съездить на каникулы домой. Или даже суд примет решение уменьшить ему срок...

Этот по–армейски строгий распорядок, как считает директор школы Виктор Петрович Телица, — один из методов перевоспитания его подопечных. Ведь их предыдущая жизнь была весьма хаотична. Есть и другие методы — предложить детям что–то ну совсем далекое от их привычного времяпрепровождения. Например, вышивать картины бисером. Вроде бы девчоночье какое–то занятие. Ну как оно может увлечь подвижных, как ртуть, пацанов? Но вот же они часами оторваться не могут от монотонного нанизывания бисеринок! Показывали мне, немного смущаясь, своих журавлей, березки, фантастические цветы: «Нравится?» Я вполне искренне восторгалась и спрашивала, нравится ли им в школе. В ответ — неопределенное «м–м–м...»

Не знаю, отвадят ли ребят бисерные журавли и березки от желания украсть, выпить, подраться. Но, например, в знаменитом французском фильме «Хористы», герои которого — трудновоспитуемые из такой же закрытой спецшколы пацаны, в конце концов, становятся достойными и даже знаменитыми людьми. Потому что в школе — представьте! — они поют в хоре. Высокими чистыми голосами...

Впрочем, жизнь пишет разные сценарии. Один из учеников школы, Паша Четверушкин, успешно окончил педуниверситет и вернулся в школу — работать. Ведет кружок игры на гитаре. А другие вроде бы вполне перевоспитавшиеся, выйдя за ворота спецшколы, начинают снова воровать, грабить. Один паренек в 11 лет попал в спецшколу, через год его домой отправили как исправившегося. Но вскоре суд по второму кругу направил его в спецшколу. Еще один «выпускник» даже в лицей поступил, но воровать так и не бросил. Ну а есть и такие, кто прямиком — в колонию...

— Сказать, что на 100 процентов повлияли на поведение наших детей, мы не можем, но на определенное время мы это поведение корректируем, — так оценивает директор школы педагогические усилия коллектива.

Семейные узники

«Определенное время» — это обычно до тех пор, пока ребенок не попадает домой. Семья, привычная среда почему–то не закрепляют результаты перевоспитания, а совсем даже наоборот: ребенок снова превращается в эдакого неуправляемого маугли. Да и как может влиять на сына пьющий отец, а нередко и такая же пьющая мать, крики и драки в доме...

Ответ на сакраментальный вопрос, что же делать, может дать, мне кажется, уникальный эксперимент, проведенный недавно в Карелии. Мамы и папы трудновоспитуемых детей отправились вместе с ними... в спецшколу. Стали, так сказать, семейными узниками. С детьми и их родителями проводили специальные тренинги, во время которых они учились уважать мнение друг друга, находить контакты, решать свои проблемы. Учились, по сути, заново жить друг с другом. Результаты эксперимента поразительные! Ни один (!) «выпускник» спецшколы не совершил больше правонарушения.

Все это, кстати, в Карелии не сами придумали, а позаимствовали у соседов–финнов. Там работа с семьей начинается сразу, как только ребенок попадает в спецшколу. А после выхода на свободу им и его семьей занимаются специальные бюро. До тех пор, пока ребенок не получит образование и не начнет работать — в общем, пока взрослым не станет.

Вся эта экзотика вполне может прижиться и на нашей почве. Ведь совершенно очевидно, что вернуть трудного ребенка к нормальной жизни можно только вместе с его трудными родителями. И по средствам это не более затратно, чем содержать тысячи несовершеннолетних в приемниках–распределителях, спецшколе, колониях. Да и расходы на такую программу следует рассматривать как инвестиции в обеспечение безопасности нашего общества, его будущее развитие. Почему бы не попробовать?

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter