«Дворец-на-воде»

В Жемыславле есть точная копия последней вотчины Станислава Понятовского...

Оказывается, в Жемыславле есть точная копия последней вотчины Станислава Понятовского — Лазенок.

Не баловавшая нынешним летом жара застала меня в путешествии по Гродненщине. После того как за поворотом показался шпиль костела, а быстрая вода речки Гавьи принесла желанную прохладу, идти стало намного легче. Щит с надписью на двух языках у моста сообщал: впереди — пограничная зона. Но таилась здесь и еще одна граница: некогда именно отсюда начинались владения Уместовских, древнего белорусского шляхетского рода, не особо зажиточного, но пользовавшегося известностью и уважением.

…Красивый костел из красного кирпича в Субботниках — дело рук графа Владислава Уместовского. Буквально год прожил он после постройки этого величественного сооружения, у которого и был погребен в 1905 году, ровно через 100 лет после того, как Уместовские впервые появились в этих краях. В память о древнем роде во дворе костела сохранилась каменная тумба, табличка на которой поясняет, кому обязан костел своим появлением. У Владислава и его жены Янины, урожденной Остророг-Садовской, детей не было, но в наследство после себя они оставили имение с удивительным дворцом…

Из старинной надписи на польском языке у Субботникского костела можно понять, что находится он на территории бывшего Жемлославского имения. Теперь это деревня Жемыславль. Переходя от хозяина к хозяину, Жемыславль наконец стал собственностью Уместовских, точнее, польского магната Якуба Уместовского, младший сын которого Казимир и развернул здесь строительство усадьбы. Просторные павильоны-официны с колонными портиками в редком для белорусской архитектуры тосканском стиле, погреб-ледник, оранжерея, каретная, манеж, флигели — вот лишь часть построек, которые появились в Жемыславле при Казимире. Слыл он страстным любителем лошадей. Одна из официн соединялась коридором с конюшней, и хозяин ежедневно уделял внимание выездным лошадям. Отчасти поэтому до деревянного дворца, построенного еще прежним владельцем имения помещиком Щитом, руки не доходили, и его перестройкой занималась уже вдова Казимира.

В 1863 году Юзефа Уместовская продолжила возведение дворцово-парковой резиденции и начала строительство копии знаменитого королевского дворца в Лазенках — вотчины последнего монарха Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Руководить проектом было поручено известному архитектору Маркони.

Выстроенный дворец представлял собой двухэтажное симметричное здание в стиле классицизма, огражденное красивой балюстрадой, с большим бельведером, арочные окна которого были украшены цветными витражами. Его парадный фасад имел достаточно оригинальную форму: главный вход был выделен глубокой открытой лоджией с мозаичным полом. Перед лоджией располагались четыре колонны с лепными верхними основаниями. Тыльный фасад был выполнен в виде 4-колонного портика с характерным для того времени треугольным фронтоном. На втором этаже находились оригинальные ажурные балконы, а на торцах здания располагались более низкие объемы с открытыми террасами. Таким образом, в Жемыславле появился свой «Дворец-на-воде», под стать королевской резиденции под Варшавой, «весьма изящный, подобный на Лазенковский, но более высокий».

Причем «Дворец-на-воде» оказался действительно дворцом на воде: речка Гавья была запружена, и на образовавшемся искусственном водоеме открылась хорошо оборудованная лодочная станция. Прогулки по озеру были обязательной забавой гостей и хозяев усадьбы.

А какой дивный вид на озеро был с крыши дворца и со смотровой площадки! Им и сейчас можно полюбоваться, если залезть на крышу пустующего дворца. Взору открываются тихая гладь водоема с березовым островком, часть парка, вековые клены, лиственницы и ясени…

Но внутри дворца картина не такая радостная.

После того как правление колхоза, клуб, почта и библиотека отсюда переехали, здание пустует. Здесь уместно вспомнить нашумевшую недавнюю историю о продаже председателем колхоза Жемыславского дворца столичному предпринимателю. Вроде продавца упрекнули в том, что продешевил. Но если разобраться, хозяин старинной постройке непременно нужен, а то ведь пропадет совсем…

Пока дворец Уместовских «ничейный», проведем экскурсию самостоятельно. В первую очередь удивляет отличное состояние мозаичной плитки на полу и деревянной резки на стенах. В свое время это тоже сближало Жемыславский дворец с королевским. Убранством внутренних интерьеров занимался уже сын Юзефы Уместовской Владислав. Большая часть парадных и жилых помещений имела паркетный пол с оригинальной орнаментацией. Кое-где по нему можно пройти и сейчас. Обогревались комнаты красивыми мраморными печками и каминами в парижском стиле. Камины переделаны и завалены мусором, а из «тех» печек осталась, пожалуй, лишь часто упоминаемая в разговорах с местными жителями печка-сказка. Почему сказка? Вся она выложена в стиле старинно-сказочных мотивов. Здесь и праздничные балы, и фрагменты охоты и рыбалки, и мотивы народных сказаний, много лошадей — сразу видно, что Уместовские питали к ним страсть.

Впрочем, многие сюжеты разгадать не удалось, рассказать о них смогли бы только сами хозяева. Тем не менее картинки печки-сказки согревают теплом преданий забытой старины.

Мотивы сказочно-старинные переплетаются с мотивами иными — советскими, о которых и говорить не очень-то хочется. Сказалось культурно-просветительское предназначение дворца: на стенах агитационно-идеологические картины. Остались доска для киноафиш и разобранное фортепиано, оголенные струны которого при прикосновении издают грустную прерывистую музыку. Все навевает меланхолию, и хочется наружу, от сырого запустения к летнему солнцу.

В хорошо сохранившихся боковых флигелях дворца до недавнего времени жили люди. Здесь все еще висят почтовые ящики с фамилиями жильцов, а в левом флигеле — номера квартир на дверях. Сами двери заперты, но следы присутствия людей сохранились. Может, кто-то живет здесь и до сих пор? Хотя звонки не работают, видимо, нет электричества.

Ходить по территории парка, который некогда проектировал английский садовник Джеймс, можно долго. Степень «королевскости» оценить сейчас уже сложно, тем не менее общий антураж парка впечатляет.

И постепенно уводит нас по плотине ГЭС на противоположную сторону Гавьи…

На фото: костел из красного кирпича в Субботниках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter