Усадьбы и дворцы с трудом находят покупателей

Дворец на продажу

Усадьбы и дворцы с трудом находят покупателей

У зданий, как и у людей, — свои судьбы. Трагичные и счастливые, безвестные и славные. Возвращены к жизни Мирский и Несвижский замки. Дворец Немцевичей под Брестом и комплекс Сапегов в Ружанах еще реставрируются, но там уже бурлит жизнь. Замок Пусловских в Ивацевичском районе под крышей. Все это — бюджетные проекты. Недавно общественности представили реконструированную за негосударственные средства загородную усадьбу Ваньковичей, которая теперь в черте Минска. Инвестор превратил аварийный объект в досуговый комплекс. Однако других примеров подобных инвестиций нет. Хотя еще в 2009 году Совмин утвердил список из 46 усадеб и дворцов для продажи в частные руки. Список не сократился даже на треть. Не только исторические памятники, на которые у государства нет средств, продолжают бороться с забвением. В ожидании денег и идей даже те, которые проданы. Амбиции новых владельцев не всегда соответствуют финансовым возможностям? Чтобы прояснить ситуацию, я решила посмотреть, как идет реконструкция уже частных усадеб в Брестской области.


Ястрембель. Инвестиции с перспективными планами


Усадьбу Котлубаев в Ястрембеле в 14 километрах от Барановичей на аукцион выставляли не единожды. А продали в минувшем феврале. За 861 миллион рублей!

 


Фантастическая сумма, на мой взгляд. Усадьба в неважном состоянии, и не надо быть специалистом, чтобы это определить.


Заместитель директора Брестского областного кадетского училища Степан Панасюк показывает мне недавние владения:


— Усадьба была на нашем балансе. В 1950 году сам Сталин подписал указ о создании в ней спецдетдома для сирот войны.


Пока в 18 комнатах обитали дети, порядок поддерживался. А когда мальчишки и девчонки переселились в новые корпуса и двери забили досками, дом XIX века потихоньку стал умирать.


Тридцать последних лет наложили на усадьбу яркую печать разрушения.


Новый ее владелец Андрей Сенько родом из Барановичей. Глава инвестиционной компании. Занимается строительством. Бизнесмен имеет планы вернуть к жизни не только старинный дом, но и пруд, парк — окрестности на берегу речки Мышанки. Туристам будет что рассказывать. Усадьба бизнесмену досталась с замечательным прошлым, познакомиться с которым можно в училище, где оборудован музей.


Моя коллега и краевед Татьяна Гринкевич давно изучает историю рода Котлубаев:


— Все Котлубаи слыли людьми недюжинного ума, склонными к научной деятельности. Эдвард, внук первого владельца Ястрембеля Михаила Котлубая, был историком и исследователем генеалогии рода Радзивиллов. Известен его труд «Несвижская галерея Радзивилловских портретов». Один из Котлубаев занимался железной дорогой. Представителям рода принадлежал питомник в Барановичах, где всем продавали саженцы яблонь и экзотических для нас деревьев — красного дуба, канадской сосны, маньчжурского ореха.


Инвестор понимает, что затраты на покупку усадьбы — только разминка. И предполагает вложить в реконструкцию и наполнение дома содержанием втрое больше, чем за него заплатил. Хорошие планы.


Гремяча. Под лиственницами и открытым небом


Судьба усадьбы Пузынов в деревне Гремяча могла сложиться по–другому, если бы в Каменецком райисполкоме лет десять назад озадачились поисками настоящего хозяина. Но архитектурную ценность передали хозяйству «Восход–Каменец». Руководитель строил планы, идей было много («Мне номер в мансарде!», «СБ» за 29 апреля 2006 г.), да денег в казне — негусто.

 


Усадьба с прохудившейся крышей в 2011 году стала собственностью брестского СП «ВэскоБел». Год был не самым удачным для бизнеса. И представитель фирмы разводил руками, встречая сотрудников Комитета госконтроля:


— Рассчитывали вести работы за кредиты, но они стали слишком дорогими («Зачем терять, если можно найти», «СБ» за 15 сентября 2012 г.).


На днях съездила в Гремячу. Хотелось увидеть перемены. Но — увы...


Дорога к усадьбе вся в ухабах и рытвинах. Разбивают старинную мощенную камнем дорогу не тяжелые под грузом кирпичей и досок автомобили строителей, а техника местного хозяйства. Неужели к полям нет других путей?


На въезде в усадьбу — шлагбаум. Это все, что визуально изменилось при новых хозяевах. Правда, старинный парк расчищен. Но унылые голые лиственницы, обнажившие виды на дом, как бы намекают: дальше тянуть опасно...


Директор СП «ВэскоБел» Юрий Карабо рассказал, что усадьба по–прежнему принадлежит предприятию:


— Недавно мы подтвердили Каменецкому райисполкому свое дальнейшее участие в проекте реконструкции. Но не все движется так быстро, как задумывалось. Год ушел на установление границ участка. Заказываем проект консервации. В нынешнем году сделаем все, чтобы предотвратить разрушение. А потом — реставрация. Пока не готов сказать, как будем использовать здание...


Высокое. Гледичия на берегу Пульвы


Усадебный дом Сапегов — Потоцких в городе Высоком Каменецкого района тоже долгое время стоял сиротливо под ветром и дождем («Есть что показать, некому смотреть», «СБ» за 29 октября 2009 г.). В прошлом году наконец ушел с молотка. Хозяином стал единственный участник аукциона, не пожалевший более 156 миллионов рублей.

 


Усадьба, построенная в начале ХIХ века при графине Пелагее Потоцкой, вначале была оценена Министерством культуры в 743 миллиона рублей. Однако желающих не находилось. И с каждым аукционом цена лота падала.


О новом владельце сообщается немногое. Известно, что это столичная фирма. В бывшем графском доме бизнесмены планируют создать гостиничный комплекс.


Правда, пока дворец без присмотра. Выглядит бесхозным...


Пусть и поредел, но очень красив здешний парк, расположенный на 20 гектарах. Гледичия, пирамидальный дуб, конский каштан, лиственница европейская — все это надо видеть весной. И вот — хорошая новость. Найдены деньги на реставрацию парка. Финансирование будет вестись за счет средств Евросоюза и коммунальников. Стоимость работ — около 5,7 миллиарда рублей.


Начальник Каменецкого ЖКХ Александр Головач заверил, что рабочие появятся в парке уже в этом месяце:


— Восстановим кирпичный забор, проложим дорожки, законсервируем браму замка, наведем порядок с деревьями.


Грушевка, Каштановка и другие


На 25 марта объявлен аукцион — третий по счету — по продаже усадьбы в Полонечке Барановичского района. Начальная цена — 507,4 миллиона рублей.


Продаются усадьбы в Грушевке Ляховичского и в Каштановке Пружанского районов. Но они пока не заинтересовали инвесторов.


Дорого просят? Не без этого. В 2012 году Министерство культуры предложило продавать исторические здания, которые не используются более двух лет и не были проданы на аукционе, за базовую величину. Но законодательно это предложение пока не закреплено.


Секретарь координационного совета по охране историко–культурного наследия при Брестском облисполкоме Вячеслав Гарбузов соглашается, что область не может похвастаться инвестициями в старину:


— Серьезная работа по подготовке документации и продаже усадеб в частные руки ведется всего несколько лет. Проданы дома в Гремячей, Высоком, Ястрембеле, а также в поселке Интернациональный Пружанского района. К сожалению, собственники пока не реализовали заявленных при покупке планов. Причины — разные. Нам не хочется, чтобы их задумки остались на бумаге.


А ведь время безжалостно. Нерасторопность может унести в вечность то, что еще можно сохранить...


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №49 (24432). Суббота, 15 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter