Источник: Знамя юности
Знамя юности

Шанхайский альбом. Прогулки по заброшенным дворам

Двор. Ванна. Золотые рыбки

Шанхай посещают десятки тысяч иностранцев ежегодно. Кто-то из них приезжает в короткие командировки. Этим людям город запомнится гигантами-небоскребами, «шагающими» вдоль ши­роких проспектов. Деловыми кварталами и маревым видом из гостиничного номера. Открыточные панорамы города с ночными неоновыми огнями улиц, древними храмами и садами привлекают многочисленных туристов и путешественников. Они фотографируются на фоне этой китайской «экзотики» и сами становятся частью «открытки». Впрочем, путешественники бывают разные. 


Экспатам (иностранным работникам и приезжим студентам) город открывается иначе. Проживающие тут длительное время обнаруживают изнанку шанхайской жизни. Город приобретает форму и объем, становится многомерным, наполненным звуками, запахами, улицы запоминаются. Из всех пройденных маршрутов сплетается паутина под названием Шанхай, и у каждого он свой.

Иногда появляется желание сократить путь, бесстрашно свернув с широкой и знакомой улицы. В таком случае ты оказываешься во дворике, где случаются интересные встречи. 

В 1860-х в Шанхае зародился уникальный архитектурный стиль шикумэнь. Он характеризуется сочетанием западной и китайской архитектурных традиций. Невысокие постройки, облицованные серым кирпичом, в течение XX столетия обрастали хаотичными дополнительными пристройками, дома превращались в коммуналки. Ныне количество «шикумэней» сокращается – здания ветшают. Их безжалостно сносят, чтобы построить очередные высотки для многомиллионного мегаполиса. Сохранившиеся напоминают пыльные реликты прошедшей эпохи. Кажется, время там остановилось, а если и движется, то вспять. 


Быт жителей этих домов скромен. К стенам устало жмутся старые велосипеды. Под фо­нарями роятся ночные насекомые. В безвет­ренном воздухе сушится белье. В клетках у окон на жердочках покачиваются канарейки.

Посмотришь в окно такого дома – и встретишься взглядом со старыми, выбеленными временем фотопортретами. Вместе со спокойствием и запахом стряпни из окна звучит китайская опера в старой записи. 

Особым украшением двора может быть старая ванна с плавающими в зеленоватой воде золотыми рыбками, похожими на драгоценности и пышные цветы.

Душными вечерами я гуляла по заброшенным дворам с фотоаппаратом в руках, но ничего не фотографировала. Прохожие или местные жители встречались нечасто. Я внимательно и неторопливо рассматривала их, заглядывала в окна жилищ, не думая о возможной реакции хозяев. 

Фотоаппарат был оправданием любопытству.

Дарья СЕВЕРИН

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter