Гость «СОЮЗа» — прославленная балерина Наталия Касаткина

Двое в одном плаще

В спектаклях Большого театра Наталия Касаткина прославилась в характерных партиях, а потом вместе со спутником жизни Владимиром Василёвым стала ставить свои спектакли. Среди их учеников — Галина Степаненко, Александр Годунов, Владимир Малахов, Ирек Мухамедов. Сегодня руководитель Театра классического балета Наталия Дмитриевна Касаткина — гость «СОЮЗа».

Наталия Касаткина и Владимир Василёв вот уже 40 лет руководят Театром классического балета.
РИА НОВОСТИ

— В Москве открылся фестиваль Театра классического балета Касаткиной и Василёва, какова его программа?

— В программе — «Жизель», «Дама с камелиями», «Коппелия», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Спартак», «Щелкунчик»...

— Чем обоснован такой выбор?

— Чтобы было разнообразие, чтобы зрителю было интересно.

— У вашего театра нет своего здания, приходится выступать на разных сценах. Какая самая любимая?

— Артисты любят Кремль и его просторную сцену. Моя же любимая — это сцена Большого театра, где я протанцевала более двадцати лет.

— После завершения фестиваля ваш театр уезжает на гастроли?

— Германия, Швейцария, Чехия. Везем наш авторский спектакль «Ромео и Джульетта».

— Приходилось гастролировать в Беларуси?
Среди учеников Наталии Касаткиной — Галина Степаненко, Александр Годунов, Владимир Малахов, Ирек Мухамедов...
АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН /ФОТОХРОНИКА ТАСС/

— В последний раз мы возили туда вечер Стравинского — «Весну священную» и «Жар–птицу», гастроли проходили в Большом государственном театре оперы и балета. Белорусы высоко оценили наш спектакль.

— У вас свой подход к классике.

— Мы всегда сохраняем классические фрагменты в чистом виде. «Жизель» у нас — чистый классический вариант, восстановленный Леонидом Лавровским. С нами репетировала Галина Сергеевна Уланова. В других спектаклях мы сохраняем классические шедевры, поставленные нашими предшественниками, а драматургия — наша.

— Кто ваш зритель?

— Наши спектакли для семейного просмотра — на них приходят и бабушки с внуками, и мамы с детьми. «Спартак» очень любят студенты. В труппе артисты от 17 до 25 лет. Это выпускники лучших школ Москвы, Петербурга, Перми. Воспитание балетом — все равно что армия. На первом месте — дисциплина. Балет — это тяжелый вид искусства. Если его не любить, то это каторга. У нас в театре 70 артистов, остаются только те, кто любит балет. Практически каждый из них имеет соло. Мы очень ценим индивидуальность. Девочки «Жизель» танцуют идеально ровно, но каждая может станцевать соло. Авторские театры надо беречь и давать им развиваться.

— В кабинете у вас на видном месте скрипка...

— Я начинала на скрипке. Мама — писательница Анна Кардашова. Последняя ее книга была о нас с Василёвым — «Два героя в одном плаще». Папа — инженер–строитель, он построил все высотные здания в Москве, постамент под мухинскую скульптуру «Рабочий и колхозница» — тоже папина разработка.

— Что вам в творчестве не удалось сделать, о чем жалеете?

— В Большом театре я станцевала все. Я очень любила характерные танцы, заканчивала как чисто классическая балерина.

— У вас есть любимая партия?

— Бесноватая в «Весне священной» Стравинского и Фригия в «Спартаке» Якобсона.

— Как вы отдыхаете?

— За работой. На даче в Снегирях сижу на балконе и пишу новое либретто или записываю хореографию. Мы с Василёвым сейчас работаем с Эдуардом Артемьевым, делаем новую постановку, созваниваемся. Василёв живет в Снегирях. Две кошки с ним — Степанида и Ефросинья.

— Расскажите о ближайшем юбилее.

— 40 лет назад, 26 августа, мы с Василёвым пришли в этот коллектив, когда Игорь Александрович Моисеев, он же организатор этого коллектива, ушел из него. Когда министр культуры СССР Демичев спросил у него, кого хотите видеть вместо себя, он сказал: «Только Василёва и Касаткину». Он руководил нами, и мы у него многому научились, например, как строить драматургию спектакля. Сейчас у нас в репертуаре около 30 спектаклей, но собственной сцены так и нет.

— У вас счастливая жизнь?

— Очень.

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter