Двое на качелях

Наедине со всеми Кажется, Владимир Познер назвал радио совершенно особым жанром в журналистике, чуть ли не ее королем.
Наедине со всеми

Кажется, Владимир Познер назвал радио совершенно особым жанром в журналистике, чуть ли не ее королем. И вправду: радиожурналисты очень ограничены в средствах доведения своей информации. Ни тебе помощи в виде зрительного ряда, как на телевидении, ни в печатном слове, к которому читатель может вернуться и завтра, и послезавтра. Радиопередача прозвучала - и все... Как же нужно уметь обходиться со словом, чтобы мгновенно быть не просто понятым, но и услышанным! А уж тем более про название "королева журналистики" вспоминаешь сегодня, когда многие наши сограждане просто лишены средств на подписку газет и журналов, а порой - что греха таить? - и возможности смотреть телевизор: сломался он, например, у пенсионера, а на новый денег нет...

О Белорусском радио, о переменах на нем говорят сегодня много. Но как бы ни относились к этим переменам, каких бы прошлых программ ни было жаль слушателям, ясно одно: это радио, особенно его первый канал, слушают и любят. И оно по своей демократичности, оперативности по-прежнему лидирует среди многих СМИ. Слоган "Беларускае рады„ - рады„ для ›сiх" соответствует действительности.

И все же в многообразии радиопрограмм нельзя не выделить те, которые, как принято говорить, идут от сердца к сердцу, пробуждают в душе добрые чувства. "Для тых, хто дома" - одна из них, судя по рейтингу. А, впрочем, что рейтинг? Достаточно включить утром радио, услышать голос одной из авторов и ведущих Елены СТЕПАНОВОЙ и получить на весь день заряд доброты и оптимизма.

- Елена Николаевна, проводить по утрам душевную зарядку для слушателей, настраивать их на благое восприятие мира в наше нервное время, наверное, непросто...

- Говорят, как человек утром проснулся-умылся, точно так должен настроить себя на радостное мироощущение. Вот мы и пытаемся дать слушателям этот стержень в своей программе. Если кругом так плохо, стоит ли плевать в душу себе и своим близким? Нужно просто сделать свой дом, семью неким оазисом - а там, глядишь, и вокруг посветлеет. Кричать и плакать можно до бесконечности - что от этого, экономика улучшится, зарплата повысится? Общество сегодня как никогда нуждается в психологической реабилитации - согласитесь, что-то очень важное у нас забрали, ничего не предложив взамен. Истиной в последней инстанции наша программа, конечно же, себя не считает, но важность своей работы осознает. Отрадно, что ее осознало и новое руководство Белорусского радио: программа не только сохранилась, но и расширилась.

- Вы, Елена Николаевна, обмолвились, что пытаетесь дать слушателям стержень в жизни. А вы сами его нашли?

- Вы, наверное, удивитесь, услышав, что именно с помощью программы "Для тых, хто дома" я нашла свою опору. Но тут придется вспоминать, наверное, о слишком личном. Стоит ли?

- Думаю, стоит. Поскольку небезынтересно узнать, как ярый борец за социальную справедливость, о которой говорили: "С открытым забралом да на танк", которая 10 лет отработала заместителем главного редактора самой популярной в свое время "Белорусской молодежной", чьи социальные и политические программы часто были подобны взрыву и кого боялись порой "начальники" строек, заводов, партий и т.д., вдруг пришла к такой домашней и вместе с тем мудрой передаче?

- Не вдруг... Да, были должности, были командировки по огромной стране, именуемой СССР, были бурная общественная жизнь, выговоры и награды... А потом жизнь вмиг переменилась, как и для большинства, и я осознала, что все мои достижения - уже ничто. Пришлось все начинать сначала. При этом я помнила: человека нельзя победить, если он сам не признает себя побежденным. Таковой признавать себя не хотелось... На глаза попалась книга Софи Лорен с кулинарными рецептами. И мне подумалось: раз талантливая красавица, миллиардерша не гнушается публиковать книги о кулинарии, то почему мы так долго стыдились вслух говорить о том, что все женщины - врачи, ученые, учителя, строители - еще и матери, жены, домохозяйки?.. В мое "комсомольское" время теория маленьких радостей жизни попросту игнорировалась. А ведь жизнь из них-то и складывается... В Японии во время послевоенного кризиса народ спасла политика "хоумизма", то есть политика домашних ценностей. Американцев в период "великой депрессии" спасла знаменитая американская улыбка. Не все переносилось на нашу почву, но пришло философское осознание: не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней. Так и родилась мысль: пора возвращаться к изначальным духовным ценностям.

- Иногда слушаю вас в эфире и ловлю себя на мысли: сколько же нужно знать, чтобы дать слушателям столько информации, причем самой разнообразной. Все свободное время проводите за книгами?

- Почти все. В самый сложный для меня период перемен столько прочла их по психологии, что, наверное, могла бы экстерном сдать экзамены на факультете психологии. Меня волновало и продолжает волновать: неужели человек устроен так, что если его обидели, он непременно сам должен обидеться и у него нет средств самозащиты от мира, от людей?.. Должен ли человек быть в этой жизни пешкой, зависеть от толпы, как выстроить внутренний контроль? Все это очень важные вопросы, ответы на которые я ищу и по сей день. Для самой себя и для радиослушателей.

- Елена Николаевна, все чаще и чаще вспоминают о подзабытой в последнее время воспитательной роли СМИ. Кажется, общество наконец-то осознало, что исключительно информационно-развлекательных функций недостаточно...

- Любой крен - это плохо. И очень хорошо, что наконец-то задумались о содержательной функции СМИ. Вспоминаю свое детство. Росла я в деревне, мама работала в три смены учительницей, и я, как и многие мои ровесники, воспитывалась в основном на радио. На "Пионерской зорьке", в которой было много интересного и полезного. На замечательной программе "Театр у микрофона"... Очень важно говорить об этом именно сейчас, когда радио во многих деревнях осталось единственным окошком в мир... К слову, лет 12 назад я была на курсах в Москве, и Владимир Познер рассказывал о системе радио в США. Оказывается, там огромное количество радиостанций, причем для самых разных категорий слушателей - любителей классической музыки, ток-шоу, инвалидов и т.д. Причем государство считает существование некоммерческого радио очень важным, поэтому и финансирует его. Мы же шарахнулись как раз в сторону развлекательности, не оставив слушателям выбора...

Считаю, что пришла пора указать на дверь и насилию на экране. Человека можно приучить ко всему: посади его надолго в собачью будку, он в конце концов залает... Когда не страшно убивать - тут не рассуждать нужно, а кричать об этом. Включите вечером телевизор, кажется, мир залит кровью, все рушится. И люди не работают, и не рождаются дети, и не совершаются открытия. Я не о том, что на все плохое нужно закрывать глаза, не нужно смаковать это. Мне сегодня очень обидно и за некогда любимые газеты, которые пытаются выискать в жизни самое уродливое. А нужно непременно становиться на цыпочки, тянуться к идеалу, чтобы самому лучше становиться, чтобы общество не задохнулось!

- Со словом действительно нужно быть очень осторожным, вы правы. Вы столько лет в эфире да еще в прямом - не боитесь ответственности за сказанное?

- Боюсь. По натуре я человек достаточно эмоциональный, а идя на прямой эфир, можно запросто выплеснуть свои эмоции на слушателей. Поэтому пытаюсь настраиваться, повторяя про себя: "Боже, прости мои грехи на полтора часа, накажи после"... А вообще, прямой эфир это такой выброс адреналина! Все 26 лет - и каждый эфир как первый.

- Елена Николаевна, закончим разговор любимой вашей фразой: "Человек, который не научился любить себя, не умеет любить другого".

- Когда-то нас учили думать раньше о Родине, а потом - о себе. С возрастом пришло иное понимание. Легко любить весь мир, но вот вопрос: а нужна ли ему твоя любовь? Любить тех же близких гораздо труднее, ведь их видишь без масок, таких, какие они в жизни, дома. Поэтому мой совет всем: учитесь любить себя, близких. И знайте: этой науке никогда не поздно начинать учиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter