Идеология времени
Сегодня как никогда прежде история требует объективности — на фоне начавшихся на Западе искажений ее событий, принижая роль СССР в разгроме немецко-фашистских оккупантов. На одной исторической доске ставятся фашистская Германия и Советский Союз. Но этим не ограничивается дело. Польша ведет возню по признанию части белорусских земель своими исконными территориями. При этом напрочь отклоняются многие исторические факты, где Беларусь сама могла выступить с претензиями к западной соседке.На этом фоне очень важна идеологическая составляющая, позволяющая заглянуть в историю, объективно оценить прошедшие события, расставить определенные точки над «і». И в этом большую роль может сыграть художественная историческая литература, которая в отличие от сухих публицистических изложений поможет читателю лучше разобраться в непростых хитросплетениях времени.
Такой путь избрал белорусский писатель Константин Нилов. Недавно в России вышла его новая книга «Дорога из колючего ада», посвященная событиям польско-советской войны 1919—1920 годов, столетие которой отмечается в эти дни. Актуальность книги налицо. События того периода имеют большое значение для нашей страны: последствия той войны и заключенный Рижский мир практически позволили Польше захватить западные земли Беларуси и Украины. Последовавшее же в 1939 году освобождение Красной армией этих земель сегодня рассматривается Польшей как захват Советским Союзом ее земель.
Недавние события в Беларуси не появились на ровном месте. У них есть своя идеология, направленная на разрушение российско-белорусского союзного договора, подыгрывание определенным националистическим кругам в Польше, Литве. В условиях этой идеологической экспансии и необходимы художественные произведения, позволяющие ей противостоять. Не искать «жареные факты», чтобы принизить роль советского воина, победившего фашизм, не наполнять экраны телевизоров однотипными сериалами, рассказывающими о семейных изменах и убийствах конкурентов по бизнесу, а создавать глубокие, продуманные произведения на основе гуманизма и исторической правды.
Сергей Жудро, первый секретарь Витебского обкома КПБ
Глобализация споткнулась о «Брестскую крепость»
Бурные события, всколыхнувшие Беларусь, обусловлены во многом процессом глобализации человечества. Произошло, на мой взгляд, следующее. Глобализация, нацеленная на построение мирового порядка, споткнулась о «Брестскую крепость», сравнительно небольшое государство, зажатое со всех сторон капитулянтами, которые давно схвачены и повязаны. Отсюда следует вывод, что Беларусь всерьез и надолго стала объектом внимания мировых игроков.Широкое внедрение новаций в народном хозяйстве стало уже брендом Беларуси. Не случайно экономист Сергей Глазьев на недавнем форуме ЕАЭС назвал ее локомотивом процесса интеграции в рамках этой структуры. Тем не менее в России продолжают обвинять Александра Лукашенко в многовекторности, дескать, все смотрит на Запад вместо того, чтобы брататься. Между тем выясняется, что Беларусь является объединителем братских государств, более того — движущей силой интеграции!
В год 75-летия Победы над германским фашизмом нельзя обойти тему национализма, который в 2020 году вдруг массово выплеснулся на улицы Минска под флагом полицаев-коллаборационистов. Крутая переоценка прошлого в умах молодежи произошла не вдруг, этого следовало ожидать.
Чем обусловлен воинственный взрыв акций «протестунов» с бчб-флагами на улицах Минска? Вопрос, по-моему, риторический. Но возникают и другие, отнюдь не риторические вопросы. Что написано в учебниках истории, если Гитлер воспринимается молодежью, как футболист типа Диего Марадоны? И вообще, как поставлена идейно-воспитательная работа, должное ли внимание уделяет ей государство или она пущена на самотек? Причем воинствующие националисты прекрасно понимают, что насаждаемая ими идеология подрывает устои государства. Опасна она еще и тем, что ее ударной силой стало полукриминальное движение спортивных фанатов, имеющих разветвленные международные связи, в том числе в сфере мафиозного наркобизнеса, который контролируют западные спецслужбы.
Эта идеология явно издает запах национал-фашизма, потому националисты и бросились во время войны с поклоном в ноги гитлеровцам. Они служат врагам государства и сегодня, развенчивая славу советского прошлого и его героев. Приехал недавно в родные Климовичи — и что узнаю? Что и здесь объявились свои «бэнээфовцы» — и не где-нибудь, а среди преподавателей школы, где учился! Еще несколько лет назад там и духа не было этой «невероятной» публики, и вот тебе раз. Отец, искалеченный в боях под Сталинградом, учитель истории, узнай, что не только молодежь, но и учителя его школы красуются под флагом полицаев, точно перевернулся бы в гробу!
Мне думается, что руководству Беларуси необходимо рассмотреть целый комплекс вопросов, касающихся идейно-воспитательной и пропагандистской работы. Это соответствие содержания учебников истории для школ и вузов интересам общества и государства, далее — контроль государства над издательской деятельностью и всеми средствами массовой пропаганды, не исключая частные, за тем, как освещается и преподносится современникам историческое прошлое страны. Решить перечисленные задачи можно, если в Конституции будет четко определена государственная идеология. Это позволит, помимо всего прочего, обладать критерием оценки тех или иных общественных явлений: насколько они отвечают политике государства, обеспечению его безопасности.
Иван Болтовский, публицист
Москва
Навстречу счастливому государству
Как правило, счастливый человек — это человек, занимающийся своим делом, соответствующим его задаткам, склонностям и способностям. И в этом заключается его свобода. Если человек еще и любит то, что он делает, — в этом его счастье. Не нужны тогда насилие, давление, перевоспитание и прочее воздействие, вызывающее, как правило, сопротивление.И таких людей в стране большинство, это мы видим по событиям последнего времени. Пока одни носились по улицам и площадям, творя разрушительные действа, хлеборобы убирали урожай и снова сеяли, врачи лечили, учителя учили, строители строили, а нормальные родители воспитывали. Президент же и правоохранительные органы защищали нас и охраняли наш покой.
Если проанализировать социальный состав протестующих, то обнаруживается, что это люди вообще не при деле — или же при деле не своем, не желающие им заниматься, неуспешные и недовольные всеми. Словом, это люди несостоявшиеся, а значит, несчастные по-человечески. И степень их недовольства хорошо была видна.
Я — за единую, мирную, свободную и счастливую Беларусь. Если государственное устройство будет соответствовать этой цели, мы такую страну и построим. Не пора ли нам создать своеобразный Парк высоких психолого-социальных технологий по воспитанию счастливого человека? В противовес человеку интернетному.
Вера Грабеклис, кандидат педагогических наук, ветеран педагогического труда
п/о Пищалово, Оршанский район
osipov@sb.by