Стандарт качества: смогут ли белорусские машиностроители конкурировать?

Движущая сила

Говорят, стандарты правят миром. Сейчас в нашей стране, впрочем, как и в России и Казахстане, выпускается автотехника, соответствующая экологическому стандарту «Евро-4», в то время как в Западной Европе уже вовсю осваивают «Евро-5». А с 1 сентября 2016 года в Старом Свете и вовсе, как планируется, будет введен новый экостандарт «Евро-6». Это значит, что и нам надо поспешать, разрабатывая нашу технику, но при этом важно знать, что достичь новых показателей необходимо, максимально используя свои узлы и агрегаты. В противном случае придется выкладывать сотни миллионов долларов за импортные, и говорить в таких условиях о высокой конкурентоспособности не придется. Такие вопросы обсуждали в Минске специалисты на Международной научно-технической конференции по двигателестроению.


На Минском моторном заводе

Председатель Госкомитета по науке и технологиям Александр Шумилин считает, что именно производство дизельных моторов у нас должно в ближайшее время стать ключевой отраслью, в машиностроении им отведена значимая роль. Ведь выпускать современные и качественные двигатели для Беларуси, где сконцентрировано мощное производство автотракторной, сельскохозяйственной, дорожной и специальной техники, иметь свое современное и инновационное производство очень важно.

 — Минский моторный завод недавно разработал новую линейку малолитражных двигателей, уже выпустил их 9 тыс. штук на 45 млн долларов. Для завода, может, это и небольшая сумма, но значимая. Мы ведь сегодня говорим о новых технологиях, о 5-м и 6-м технологических укладах. Машиностроение, конечно, относится к 4-му, но смело можно говорить о том, что в ближайшие 10 лет основным источником пополнения нашего бюджета будут именно машиностроители, —  уверен глава ГКНТ.

На конференции двигателестроители подняли важный вопрос: свои дизельные моторы мы делаем хорошо, но вот системы управления на них пока ставим импортные. А это примерно 30% общей стоимости продукта. Так что стратегическая задача в ближайшие годы – заняться разработкой таких систем. 

Гендиректор ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» Игорь Емельянович рассказал, что программе инновационного развития на его предприятии отныне будет уделяться много внимания. Недавно была разработана и принята к реализации стратегия развития до 2030 года, а также отраслевая программа «Развитие дизелестроения от 10 до 1,5 тыс. лошадиных сил». В строгой сверке с этими документами уже ведется разработка новых образцов техники. В частности, на ММЗ реализуется проект по производству малолитражных двух-, трех- и четырехцилиндровых дизельных двигателей мощностью до 75 «лошадей». 

Время идет, и, следует признать, дизельные агрегаты через несколько десятилетий тоже могут стать достоянием прошлого. Глядя на то, как мировые производители ныне бросились разрабатывать гибридные технологии, в это охотно верится. Минские моторостроители, кстати, в стороне не стоят — полным ходом идет разработка водородного двигателя. 

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter