Движение вперед или остановка по расписанию?

В нынешнем году исполняется 10 лет со дня проведения в Беларуси референдума, на котором наши сограждане высказались за интеграцию с Россией. Что за это время сделано?

В нынешнем году исполняется 10 лет со дня проведения в Беларуси референдума, на котором наши сограждане высказались за интеграцию с Россией. Что за это время сделано?

Во-первых, самым большим достижением  является рост товарооборота. На Россию приходится 46,6% всего нашего экспорта. Это наш торговый партнер № 1.
Во-вторых, достигнута глубокая интеграция в ряде родственных отраслей народного хозяйства. В настоящее время, например, наш топливно-энергетический комплекс интегрирован с российским на 95%, машиностроительный — на 85, сельскохозяйственный — на 65, строительный — на 80%.
В-третьих, в процессе интеграции экономик двух стран используется программно-целевой метод. Так, в последние годы разработаны и реализуются на практике десятки производственных программ. Совместно произведенный суперкомпьютер “СКИФ”, к слову, включен в мировой рейтинг самых высокопроизводительных компьютерных систем.
В-четвертых, Беларусь и Россия на 85% унифицировали таможенные пошлины. Позитивные примеры интеграции можно приводить и далее.
Вместе с тем даже невооруженным глазом видно, что процесс интеграции двух стран существенно замедлился, и примеров тому тоже немало. Почему это произошло?
Главная причина, на мой взгляд, кроется в различных идеологиях экономической трансформации. В России реформирование экономики проводится по радикально либеральному пути: “чем меньше государства в экономике, тем лучше”. В соответствии с такой установкой, например, сотни российских крупнейших в свое время госпредприятий были отданы в частные руки по цене гораздо меньше их реальной стоимости. В Беларуси же на приватизацию по российскому образцу крупных и наиболее развитых государственных предприятий не пошли. Сказанное вовсе не означает, что со временем с целью привлечения инвестиций не будут продаваться значительные пакеты акций этих предприятий. Но пока в этом действительно нет необходимости. Да и, в конце концов, качество менеджмента, как показывает мировая экономическая практика, важнее отношений собственности.
Кроме того, по отношению к белорусским предприятиям реализуется идеология государственного патернализма, что позволило таким локомотивам экономики, как МТЗ, МАЗ, БелАЗ, “Горизонт”, “Витязь” и др. встать с колен. На МТЗ, например, приходится две трети рынка тракторов СНГ, а на БелАЗ — треть мирового рынка карьерной техники. МАЗ стал производить конкурентоспособные автобусы и троллейбусы. Этим вполне можно гордиться.
Кстати, в 2004 году прирост продукции в промышленности Беларуси превысил в 2,5 раза прирост промышленного производства в России.
У нас намного раньше, чем в России, поняли, что по природно-климатическим условиям без помощи государства продукция сельского хозяйства не может быть конкурентоспособной. В прошлом году на поддержку села в республике затратили около миллиарда долларов. Разработана и уже выполняется Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010 годы. На ее реализацию предполагается затратить около 70 трлн. руб. Подобные программы просто не вписываются в либеральную идеологию.
В нашем государстве также в значительной мере сохраняется социалистическая ориентация экономических преобразований.
Разность в подходах реформирования народного хозяйства в наших двух государствах  очевидна.
Поэтому дальнейшее продвижение по пути интеграции двух славянских стран, на мой взгляд, будет определяться прежде всего согласованием двух экономических идеологий, их здоровой конкуренцией.
В целом же можно сделать вывод о том, что Союзное государство Беларуси и России будет формироваться нелегко, преодолевая внутреннее и внешнее сопротивление. Но альтернативы этому нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter