Как будет развиваться кооперация стран ЕАЭС в электромобилестроении

Движение в скоростном режиме

Совет Евразийской экономической комиссии недавно одобрил меры по развитию кооперационного сотрудничества стран ЕАЭС в электромобилестроении. Эксперты отмечают, что это позволит организовать дальнейшую работу по формированию кооперационных проектов государств ЕАЭС в сфере производства комплектующих для электротранспорта. Что касается первоочередных шагов, то специалисты считают, что необходимо развивать компетенции в электробусостроении, поскольку такая продукция уже выпускается в большинстве стран Евразийского экономического союза и спрос на нее стимулируется в основном за счет государственных закупок. В дальнейшем работа по этому направлению будет продолжена, но основной акцент планируется сделать на формировании потенциальных кооперационных проектов с проработкой возможности субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств ЕЭК. Узнали, как это будет реализовано на практике.

Успешный пилот

В условиях непрекращающегося давления на страны Евразийского экономического союза со стороны коллективного Запада вопросы промышленной ко­операции приобретают особое значение. И такое взаимодействие является наиболее эффективной формой объединения совместных усилий производителей, позволяющая создавать продукт под евразийским брендом с максимальной степенью локализации. А еще это хорошая возможность формировать новые импортозамещающие проекты, а также повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции. Для практического развития производственной кооперации в ЕАЭС белорусской стороной инициирован пилотный проект «Евразийский электробус». Он направлен на максимальное повышение импортонезависимости союза и вовлечение в кооперационный процесс как можно большего числа промышленных предприятий государств — членов союза.

— Он нацелен на популяризацию и развитие производства электротранспорта в ЕАЭС и будет реализован в несколько этапов, — рассказывает директор Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Николай Кушнарев. — На первом этапе совместно с уполномоченными госорганами и представителями бизнеса наших стран сформировали перечень критических комплектующих, узлов и материалов, а также составили список компаний, обладающих необходимым производственным и технологическим потенциалом. При поддержке Министерства промышленности Беларуси мы уже провели несколько выездных заседаний на предприятиях, заинтересованных в реализации данного проекта.



Также совместно с Национальной академией наук Беларуси были подготовлены предложения по развитию электромобилестроения в государствах — членах ЕАЭС.

Эксперты обращают внимание: одним из важных факторов для развития данного направления является создание зарядной инфра­структуры. И здесь ЕЭК планирует рассмотреть опыт Беларуси по строительству супербыстрого зарядного комплекса в Минске, который включает зарядные станции, систему накопления энергии, магазин безоператорной торговли и систему «умного города».

Если такой опыт будет признан целесообразным для масштабирования в рамках союза, мы готовы сформировать дорожную карту по развитию супербыстрых зарядных комплексов в государствах-членах до 2030 года, — сообщил Николай Кушнарев.

К слову, результаты инициированного Беларусью проекта «Евразийский электробус» представят уже этим летом в Сочи, где будет проходить выставка «Евразия — наш дом». Ее приурочат к очередному заседанию Евразийского межправительственного совета, запланированного на 7 — 9 июня.

Проекты на завтра

Отметим, что «Евразийский электробус» не единственный проект в сфере электромобилестроения в ЕАЭС. В интеграционной «пятерке», кроме Беларуси, производством электробусов занимаются в Казахстане и России. В Кыргызской Рес­публике прорабатывается вопрос по организации сборки электробусов, но в настоящее время такие проекты еще не реализуются.

— Электромобили собираются из китайских комплектующих в Российской Федерации под российскими брендами «Москвич» и EVOLUTE, — продолжает руководитель департамента. — Комиссией совместно со сторонами уже ведется работа в этом направлении: в феврале этого года принята рекомендация Совета комиссии «О мерах по развитию кооперационного сотрудничества государств — членов Евразийского экономического союза при формировании и реализации проектов в области электромобилестроения». Данный документ направлен на формирование и реализацию проектов промышленной кооперации в части освоения технологий и компетенций по производству критических комплектующих с учетом планов по развитию производства электротранспортных средств в государствах — членах ЕАЭС. Также в рамках совместной работы был сформирован перечень критических комплектующих для производства электробусов, который закреплен рекомендацией и размещен на официальном сайте союза.


Именно поэтому одним из перспективных направлений кооперации государств-членов в сфере электромобилестроения является совместное освоение основных критических комплектующих, в том числе аккумуляторов, двигателей и мостов.

— Реализация таких проектов обеспечит научно-техническое развитие и технологический суверенитет (включая импортонезависимость) как в целом в ЕАЭС, так и отдельно стран — участников интеграционного объединения в сфере производства автомобильного электротранспорта, включая электробусы, — подчеркнул Николай Кушнарев. — В настоящее время российская компания ООО «РЭНЕРА», Министерство промышленности и Национальная академия наук Беларуси договорились о сотрудничестве в сфере разработок систем накопления энергии для обеспечения производственно-технологической базы и увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге в Беларуси.

Кроме того, основным сдерживающим фактором развития электромобилестроения в ЕАЭС является недостаточно развитая инфраструктура.


Отмечается неравномерность и нестабильность развития зарядной сети в городах и на автомагистралях, отсутствие достаточного числа быстрых зарядных станций.

— Главными задачами комиссии и государств-членов в части формирования зарядной инфраструктуры для электротранспорта в ЕАЭС является сближение видения развития этого направления с учетом потенциала каждой страны — участницы интеграционного объединения. В настоящее время прорабатывается сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в данном направлении: на площадке международного форума «Иннопром-2022» было подписано соглашение о сотрудничестве и координации действий в рамках развития зарядной инфраструктуры на российско-казахской транспортной магистрали А 310 (Российская Федерация) и М 36 (Республика Казахстан), — резюмировал директор Департамента промышленной политики ЕЭК.


sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter