О чем шла речь во время Республиканской научно-практической конференции о госполитике в сфере истории

Движение к общей цели

Разговор о том, как именно сегодня нужно реализовывать государственную политику в сфере истории, чтобы она была эффективной, был продолжен во время секционных заседаний республиканской научно‑практической конференции «Государственная политика в сфере истории: проблемы и перспективы сохранения исторической правды и памяти». Участники обсуждений поделились своими мнениями и выступили с конкретными предложениями практического характера, приняв итоговые резолюции.

С точки зрения национальных интересов

На заседании секции, посвященной информационно‑идеологическому обеспечению государственной исторической политики, заместитель Главы Администрации ­Президента Игорь Луцкий подчеркнул, что каждый период нашей истории нужно осмыслить с точки зрения национальных приоритетов и интересов — не оглядываясь по сторонам, идти своей дорогой:

— Что касается фейков, то мы становимся мудрее. Начали работать с молодежью, стараемся не упустить целевую аудиторию, чтобы донести государственную позицию. Развернута большая информационная работа, но останавливаться на достигнутом, конечно же, нельзя.  
У нас еще есть много тех точек, где нужно приложить особое усилие. Побольше работать в вузах: молодежь интересуется своей историей, и надо отметить, что краткие ролики об истории в YouTube, TikTok и других социальных сетях очень популярны. А то, что у нас достаточно умных людей, историков, людей, которые могут формировать общественное мнение, я в этом не сомневаюсь. Нужно просто правильно систематизировать эту работу.
Заместитель Главы Администрации ­Президента сделал и такой акцент:

— У нас 167 улиц с историческим названием 17 Сентября. Хоть на одной из них есть доска с пояснением, что это за дата? Фактически это поручение Министерству культуры — там, где это возможно, установить доски с информацией о дате 17 сентября 1939 года. Сделать это нужно до конца года. Ресурсы небольшие, но, по крайней мере, наши дети, проходя по этой улице, будут понимать, что такое 17 сентября.


Министр информации Владимир Перцов обратил внимание, что в эпоху постправды, когда появилось много альтернативной исторической «правды», средствам массовой информации необходимо развенчивать такие фейки своими материалами, публицистикой, документальными фильмами, спецрепортажами и сюжетами:

— Мы освещаем события, происходящие в нашей стране, — то есть своими материалами пишем историю. Кроме того, мы поднимаем пласт исторической правды и доносим его способом, который доступен журналистам печатных и электронных СМИ, до широких слоев населения.  
Мы делаем все, чтобы показать людям то, что было на нашей земле, чем мы можем гордиться, а что никогда не должно повториться.
 

Современная молодежь ориентирована на виртуальный мир — как результат, практически полный отказ от традиционных СМИ и черпание информации из социальных сетей и популярных мессенджеров. Поэтому сегодня важно не потерять молодежь, сохранить преемственность поколений. Нам нужно максимально адаптировать свой информационный ресурс, направляя его на консолидацию общества, на сохранение своей истории, воспитание у молодого поколения чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Глубина самопознания

На секции в Институте истории НАН Беларуси речь шла о научно‑теоретическом обеспечении реализации государственной исторической политики.

— Сегодня необходимо понимать, что наша история и археологическое наследие являются неисчерпаемым источником для воспитания патриотизма. Это основа успешного развития любого современного государства, реализации научных, образовательных и туристических программ, укрепления имиджа страны на международной арене, — отметил директор Института истории Вадим Лакиза. — Буквально каждый археологический артефакт или архивный документ, памятник археологии и архитектуры — важные элементы истории белорусской государственности. Они не просто иллюстрируют прошлое, а позволяют на практике осознать, насколько красива и глубока материальная и духовная культура нашего народа, насколько уникальна и самобытна наша многотысячелетняя история.

Директор Института истории рассказал, что несколько недель назад были получены новые важные данные от российских коллег:

— Результаты исследований подтверждают, что первые поселения были на наших землях не 250 — 300 тысяч лет назад, а 400 тысяч лет! Эту дату подтвердили естественно‑научными методами.


Председатель Синодального отдела Белорусской православной церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерей Федор Повный считает, что образ будущего Беларуси следует рассматривать через фокус отечественной истории:

— Я никогда не был согласен с национальной белорусской литературой начала прошлого века, которая представляла белоруса как забитого и обиженного судьбой. Наш народ не мог быть забитым, даже если формально находился в составе других государств. Потому что он свою идентичность видел в русской общности славян, пронес ее и свою верность Христу как смысл своего бытия через века чужой идентичности и остался собой. Такой народ имеет достоинство, он сильный в своем смирении и постоянстве.

Для вовлечения общества в сохранение исторической памяти в наше время серьезные усилия прилагают архивы страны. Директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Олег Воинов рассказал:
— В последние годы активнее занимаемся расширением открытого доступа к оцифрованным документам национального архивного фонда в интернете. Пока используем систему, которая была создана в 2016 году, она немного устарела, но уже начата модернизация в рамках госпрограммы «Цифровое развитие Беларуси».
Кроме того, мы не сворачиваем работу по наполнению архивных интернет‑проектов «Партизаны Беларуси» и «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны». В этих базах данных сегодня — сотни тысяч документов, которые имеют отношение ко всем нам. К счастью, люди это понимают и пользуются порталами с каждым днем все активнее.


Формировать историческое мышление и позицию

В Белорусском государственном университете во время секционного заседания ученые и практики обсудили реализацию государственной исторической политики в системе образования. На протяжении всей истории белорусам неоднократно приходилось отстаивать независимость, обеспечивать безопасность по периметру границ, помогать как целым государствам, так и отдельным группам населения. Эти процессы отразились на менталитете современных белорусов, убежден Александр Гордейчик, директор научно‑исследовательского института теории и практики Академии управления при ­Президенте:

— Александр ­Лукашенко неоднократно акцентировал внимание на том, что независимая политика Беларуси стала причиной развязанной против нашей страны гибридной войны со стороны ряда западных государств и альянсов в нарушение Устава ООН, международного права. Продолжаются ангажированная критика государственных символов Беларуси, тенденциозные трактовки моральных и религиозных принципов, навязывание белорусским гражданам зарубежных культурных моделей. Эти акции есть не что иное, как откровенные попытки размывания у белорусов чувств гражданственности, принадлежности к своему Отечеству, разделения людей по национальному признаку.  

Единственный способ успешно противостоять неприкрытой гибридной агрессии и грабительским санкциям — единство народа на основе Конституции Республики Беларусь.
Школьное историческое образование является важнейшим фактором сохранения суверенитета страны, убежден замминистра образования Александр Кадлубай:
— Важно широкое понимание школьного исторического образования. Оно осуществляется не только на уроках истории Беларуси и всемирной истории, но и в процессе реализации межпредметных связей и во внеурочной работе — в исторических клубах, школьных музеях, экскурсиях.


Замминистра обозначил, что акцент во время уроков делается на изучении истории Великой Отечественной войны. К началу этого учебного года Минобразования вместе с Генеральной прокуратурой подготовило три специализированных издания на тему геноцида белорусского народа. Они предназначены для трех категорий школьников: 1−4‑х классов, 5−9‑х и 10−11‑х классов. Еще один важный вклад в сохранение исторической памяти — единые уроки и уроки памяти, которые приурочены к памятным датам. В частности, такой урок пройдет сегодня с 12:00 до 14:00 во всех учреждениях образования страны.

Во время работы секции прозвучали также конкретные предложения о том, как вовлекать молодое поколение в изучение истории. Например, Ирина Китурко, ректор Гродненского университета имени Я. Купалы, предложила создать исторический телеграм‑канал, который бы был интересен именно молодежи.

demeshko@sb.by

hlushko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter