Минск
+4 oC
USD: 2.12
EUR: 2.35

Уникальный учебный центр технологий МАЗ-Вэйчай открылся в Минском государственном автомеханическом колледже

Двигатели прогресса

Стандарты Евро-5 и Евро-6, гибридные и электромобили… Как готовить кадры с самыми современными компетенциями в машиностроении и обслуживании авто? Новый эталон образовательного пространства, отвечающего требованиям ХХI века, появился в Минском государственном автомеханическом колледже. Здесь официально заработал уникальный обучающий центр производственных технологий «МАЗ-Вэйчай», не имеющий аналогов на всем постсоветском пространстве. Церемония открытия была весьма представительной: глава корпорации «Вэйчай» Тай Сюйгуань, вице-губернатор провинции Шаньдун Лин Вэнь, первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова, ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский. 

В устройстве двигателя для слушателей не останется секретов.

Плюс к конкурентоспособности 

По словам директора колледжа Валерия Кириленко, это пространство, оснащенное оборудованием стоимостью 980 тысяч долларов, появилось в рамках инвестпроекта по созданию в индустриальном парке «Великий камень» сборочного производства автомобильных двигателей «Вэйчай» стандартов Евро-5 и Евро-6. В таких двигателях, обеспечивающих большую привлекательность нашим авто и на внешнем рынке, заинтересован Минский автомобильный завод — базовое предприятие для колледжа на протяжении 75 лет. 

Осенью 2017-го учреждение образования посетил председатель правления корпорации «Вэйчай» с предложением создать центр, где устройство двигателей (сегодня они уже производятся в «Великом камне») могли бы изучать и учащиеся, и специалисты, занятые их продажей и обслуживанием. Причем китайская сторона брала на себя обязательства по его оснащению. Соглашение было заключено. Последовала огромная работа по планировке, размещению оборудования. Его наладку и обучение преподавателей тоже помогли провести китайские специалисты. Немало времени заняли перевод всей документации с китайского и трансформация ее в формат учебных материалов, адаптация программного обеспечения. К моменту официального открытия центр обкатывался около 10 месяцев в тестовом режиме. 

Лучше один раз увидеть

...Слева от входа — суперсо­временная зона теоретического обучения. Два моноблока — цифровых экрана с дополненной, виртуальной реальностью. 

 — Здесь установлено программное обеспечение, разработанное специально для нашего центра, оно позволяет изучать материал и контролировать уровень усвоения, — Валерий Кириленко предлагает надеть 3D-очки. Надеваем — и оказываемся словно в кинотеатре, где вместо блокбастера — просмотр всего процесса сборки двигателя с нулевой стадии до полной комплектности в трехмерном режиме. Слушатели также сначала изучают теорию, виртуальное моделирование процесса, а уж затем приступают к работе с «живыми» образцами. 

Следующая зона — практической отработки. Здесь оборудованы два рабочих места с двигателями и нужными инструментами. В момент нашей импровизированной экскурсии обучалась группа «сервисников» — специалистов из Беларуси, России, Украины, обслуживающих МАЗы. Один из них под руководством преподавателя разбирался в тонкостях процесса ремонта. 

 — Наши люди часто боятся этого двигателя, — поделился наблюдением Валерий Григорьевич. — В нем есть дорогие системы, которые и обеспечивают уровень соответствия экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6… 

Чтобы убрать эту боязнь, идущую от незнания, знакомство с реальными элементами двигателя начинается со стендов, где они разложены в порядке разборки, до мельчайших пружинок, втулок, штифтов. Здесь можно подробно рассмотреть, как функцио­нирует топливная система, как устроена система электропитания и так далее. Рядом — «анатомическая» модель коробки передач, которые также производит «Вэйчай», и двигатель в разрезе, с подсветкой каждой фазы газораспределения. И наконец — работающий агрегат стандарта Евро-6, все электронные датчики которого вынесены на специальный стенд для облегчения тестирования неисправностей. Внизу — блок ввода неполадок. Каждый тумблер при включении моделирует определенную проблему, и задача учащегося — найти ее и устранить. 

— Данное оборудование и центр прекрасно ложатся на три наши специальности: «Автомобилестроение», «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автосервис». Первая — это те, кто сможет собирать эти двигатели, распределиться на завод в «Великом камне». Наш выпускник уже работает там, и каждый год компания планирует трудоустраивать несколько человек. По двум другим специальностям учатся те, кто впоследствии обслуживает не только легковые, но и грузовые автомобили, в том числе оснащенные этими двигателями. Учебный центр позволяет им отработать навыки. До сих пор у нас не было возможности изучать двигатели Евро-5 и Евро-6 на таком уровне. Это расширение компетенций будущих специалистов, новые для них возможности, — уверен директор колледжа. 

Кроме того, краткосрочные курсы тут будут проходить группы дилеров и работников сервисных служб, обслуживающих МАЗы с этими двигателями, из России, Казахстана, Украины, стран Восточной Европы. График загрузки центра уже очень плотный. 

Пожалуй, столь фундаментальный подход к подготовке кадров стоило бы взять на вооружение и другим производителям. 

КСТАТИ

Буквально две недели назад в ресурсном центре колледжа по технической эксплуатации автомобилей и автосервиса, где учащиеся отрабатывают практические навыки, появилась современная лаборатория электромобилей. Здесь изучают особенности их работы, устройства, эксплуатации, ремонта. Наша страна сейчас на стадии формирования рынка электромобильности и его инфраструктуры, а значит… 

— Мы должны работать на опережение. Когда рынок будет сформирован, начинать подготовку специалистов будет поздно. Выходит из строя такое авто, а кто будет ремонтировать? Должны быть люди, которые это умеют даже сейчас, когда электромобилей в стране несколько сотен, — уверен заведующий лабораторией Олег Царук, выпускник колледжа, международный эксперт WorldSkills по компетенции «Автомобильные технологии». 

Учебные стенды посвящены системам электромобиля, которые устроены иначе, чем в обычном авто: кондиционирования и отопления, силовой установке, батарее. Когда это пройдено, можно приступать к работе с реальным электромобилем — в лаборатории есть Nissan Leaf в разрезе, одна из самых распространенных моделей в мире. 

vasilishina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей ВЯЗМИТИНОВ
Загрузка...