Двигатели меняют рацион

ПРИ ПОСТОЯННОМ росте цен на горюче-смазочные материалы такие дополнения в Налоговый кодекс Беларуси, безусловно, стимулируют предприятия концерна «Белнефтехим» на выпуск топлива растительного происхождения. В ближайшем будущем оно может существенно дополнить и экспортный потенциал республики. Основным рынком сбыта такой продукции выступают страны Евросоюза, объем импортных поставок биотоплива в которых достиг в прошлом году почти полутора миллиардов литров. Беларусь пока только вступает на путь эффективного и доходного выпуска экологического энергопродукта, по которому весь мир идет уже десятки лет. Но это направление — в русле реализации Директивы № 3 и государственных научно-технических проектов инновационного развития.

Нулевая ставка акцизов предусмотрена в этом году для топлива, которое используют при производстве биодизеля

ПРИ ПОСТОЯННОМ росте цен на горюче-смазочные материалы такие дополнения в Налоговый кодекс Беларуси, безусловно, стимулируют предприятия концерна «Белнефтехим» на выпуск топлива растительного происхождения. В ближайшем будущем оно может существенно дополнить и экспортный потенциал республики. Основным рынком сбыта такой продукции выступают страны Евросоюза, объем импортных поставок биотоплива в которых достиг в прошлом году почти полутора миллиардов литров. Беларусь пока только вступает на путь эффективного и доходного выпуска экологического энергопродукта, по которому весь мир идет уже десятки лет. Но это направление — в русле реализации Директивы № 3 и государственных научно-технических проектов инновационного развития.

К сожалению, госпрограмма по обеспечению производства дизельного биотоплива в Беларуси, рассчитанная на 2007—2010 годы, не принесла ожидаемых результатов. Предусматривалось выйти на ежегодный выпуск не менее двух миллионов тонн биодизеля, что позволило бы уменьшить объемы переработки нефти примерно на 300 тысяч тонн. Но, по объективным и субъективным причинам, сельхозпредприятия не сумели поставить необходимого количества семян рапса, да и само производство было налажено не должным образом. В связи с этим Правительство приняло решение внести коррективы в программу, но ее основные цели и задачи остались на эту пятилетку.

Не дожидаясь, пока цены на традиционные энергоносители взлетят до немыслимых высот, агробизнес делает уверенные шаги в биотопливное будущее. Рапс в Европе — один из основных видов сельскохозяйственного сырья для производства биодизеля. За последние 20 лет объемы выращивания этой культуры выросли там в 10 раз. В странах Евросоюза площади посевов составляют около 8 миллионов гектаров, планируется, что в недалеком будущем они расширятся до 12 миллионов.

 Наибольших успехов в практической реализации современных технологий достигли Германия и Франция, повышенный интерес к ним проявляют Англия, Австрия, Испания, Швейцария, Польша. Примерно треть европейского урожая рапса в прошлом году была использована для технических целей.

По расчетам ученых, из трех тонн семян рапса можно извлечь около тонны метиловых эфиров жирных кислот, именно ценного биотоплива. Поэтому неудивительно, что самой продуктивной и стабильной по урожайности масличной культуре в республике в последние годы уделяют особо пристальное внимание. В структуре посевных площадей она занимает уже порядка 20 процентов. Так, в прошлом году рапс разместился на площади более 400 тысяч гектаров, в основном озимых сортов, и, подчеркнем, почти стопроцентной белорусской селекции.

Минсельхозпрод республики идею переработки рапсового масла в биодизель активно поддерживает. Три белорусских предприятия, выпускающие экологическое топливо — «Гродно Азот», «Могилевхимволокно» и «Белшина», — используют только отечественное сырье.

Для развития нового направления есть и весомые экономические стимулы. Отходы от переработки семян идут на кормовые цели. Для аграриев это перспективное направление. По словам начальника главного управления механизации и технического прогресса Минсельхозпрода Владимира Бурдыко, выращивание рапса позволяет создать в районах дополнительные рабочие места, углубить переработку, а за счет использования более дешевого биодизельного топлива снижается себестоимость сельскохозяйственной продукции. Тем более что производственных мощностей сейчас вполне достаточно для закрытия внутреннего потребления. Уже на посевной и уборочной прошлого года почти вся техника работала на биодизеле. А это экономия 10—12 процентов.

Еще недавно в Беларуси о биодизельном топливе говорили как о возможной перспективе. Сегодня соляркой с 5-процентной добавкой — ДТ (Б5) — можно заправиться практически на любой автозаправке «Белоруснефть». Но в очередь за биодизелем пока становится далеко не каждый автовладелец. Сильна еще сила привычки. Между тем эксперты пришли к выводу, что биодобавка не наносит никакого вреда двигателю. Есть даже свойства, по которым такое топливо превзошло обычную солярку. За счет компонента растительного происхождения улучшились смазывающие свойства и компрессия двигателя. Снизилось и содержание вредного вещества — серы. Уже в ближайшие годы все дизельное топливо, реализуемое «Белоруснефтью», будет включать биодобавки.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter