Двигатель внутреннего сгорания — это старо!

Наши ученые намерены удивить всех водородным автомобилем
Наши ученые намерены удивить всех водородным автомобилем

Динамичный на дороге. Недорогой в обслуживании. Но главное: вместо ядовитых выхлопов из трубы — обыкновенный пар. Именно так в идеале должен выглядеть автомобиль будущего. Увы, пока об альтернативе традиционному топливу в Беларуси только начинают задумываться всерьез. Хотя в Германии и Франции машины не первый год «поят» рапсовым маслом, а в Гонконге уже проводят гонки машин, заряжающихся от солнечных батарей... Впрочем, ученые всего мира (в том числе нашей страны) считают наиболее перспективным авто, которое будет работать... на водороде.

Октановое уравнение

Необходимость в подобных научных изысканиях назрела давно. Но чем плох тот же бензин или дизель? Оглянитесь вокруг: тысячи чадящих машин выезжают каждое утро на дороги. Около 70 процентов вредных веществ, повисших в воздухе, — именно на «совести» автомобилей. Наши легкие служат своеобразным фильтром выхлопных газов. Прогуливаясь по тротуарам, мы вдыхаем полной грудью тяжелые металлы, оксиды углерода и т.д. А после сорока дают о себе знать неврозы, проблемы со слухом, легкими... Медики уже давно бьют тревогу: легочным заболеваниям, увы, подвержены не только курильщики, но и обычные горожане.

Не меньшая проблема — поломка двигателей, которые отказываются принимать топливо с «нарушенным» октановым числом. Мастера на СТО порой грешат на качество бензина. Периодически во время проверок на чистую воду выводят сотрудников АЗС, «нахимичивших» с бензином. Обычно в специально отобранных образцах обнаруживают превышение в несколько раз допустимых норм содержания бензола. Последствия такой заправки? «Троящий» двигатель, забитый бензонасос, нагар в топливной системе... Ремонт может обойтись не в одну сотню долларов.

Но едва ли не главная проблема нынче — это дороговизна бензина. Многие уже задумываются: ехать на работу на машине или лучше в метро? Если так пойдет и дальше, то проблема пробок вскоре решится сама собой, с грустью замечают автомобилисты.

Круговодород в природе

Достойная альтернатива бензину была найдена не 10 и даже не 20 лет назад, а намного раньше. В качестве горючего использовали и метанол, и этанол. А когда в блокадном Ленинграде встал ребром топливный вопрос, нашелся смекалистый лейтенант Борис Шелищ, который в условиях войны (!) вместо солярки использовал водород. На нем в блокаду ездили 200 грузовиков–«полуторок». Но, пожалуй, самое примечательное, что сообразительный инженер позаимствовал эту идею из романа Жюля Верна «Таинственный остров». Знаменитый фантаст еще в XIX веке предполагал: когда закончится уголь, его заменит вода, разложенная на составляющие части, — кислород и водород.

Пропорционально тому, как иссякают запасы нефти, интерес к таким разработкам увеличивается. Уже созданы специальные водородные добавки в топливо. Вот–вот на наших улицах появятся гибридные автомобили. В конце концов, их заменят машины, работающие на водороде. Ученые прогнозируют в ближайшие 20 — 30 лет революцию в автомире!

Гибрид не навредит

А тем временем крупнейшие автомобильные заводы объединяют усилия по созданию машины, которая будет работать на водороде. Концерны «Хонда», «Дженерал Моторз» и «БМВ» заключили соглашение о создании автомобиля нового поколения. Такая задача стоит и перед нашими учеными. В белорусском проекте участвуют сразу несколько НИИ, опытнейшие инженеры и конструкторы. Каждый отвечает за определенную часть проекта. К примеру, ученые из Института тепло– и массообмена им. А.В.Лыкова НАН Беларуси разрабатывают энергетическую основу этого автомобиля. Она будет готова через два года.

— А через пять–шесть лет на наши улицы уже должен выехать первый опытный образец, — рассказывает ученый секретарь Института тепло– и массообмена НАН Сергей Филатов. — Внешне он практически ничем не будет отличаться от бензиновых и дизельных собратьев: руль, приборная панель — все, как у обычного автомобиля. Ясно, чего не будет, — вредных выхлопов. Место двигателя внутреннего сгорания займет электропривод, источником энергии которого станет компактный топливный элемент. Вместо продуктов сгорания традиционного топлива в атмосферу будет поступать безобидный пар. А часть воды можно использовать на борту автомобиля. Кстати, сразу парирую выпады скептиков: многочисленные испытания доказали, что водородный автомобиль безопаснее бензиновой машины.

Запасы водорода неисчерпаемы. И в этом главное его преимущество. Но как получить водород для автомобиля? Известно несколько способов. К примеру, для машин с электроприводом, использующих низкотемпературные топливные элементы, нужен особо чистый водород, который обычно получают с помощью электролиза воды. Выгода очевидна: низкий расход за счет высокого КПД и чистый воздух. Транспортировка? И с этим проблем быть не должно: водород можно передавать по трубам, как и природный газ. А заправить водородный автомобиль можно будет на специальных АЗС, как в Европе. И хранить его на борту при низком давлении в специальных аккумуляторах.

— Создание водородного автомобиля — не только вопрос науки, но и задача экономики, — резюмирует Сергей Александрович. — Ведь нужно изменить всю транспортную инфраструктуру — начиная от специализированных СТО и заканчивая водородными заправками. По некоторым оценкам, этот плавный переход может занять 10 — 20 лет. Когда будут реализованы наши замыслы — вопрос времени...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter