Дверь в Европу. Как жители Беларуси смогут путешествовать в Евросоюз без шенгенской визы?

Недавно депутаты Палаты представителей ратифицировали, а члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь одобрили белорусско-польский межправительственный договор о правилах приграничного движения. В парламенте отмечают: вступление соглашения в силу — это вопрос нескольких месяцев. Замминистра иностранных дел Валерий Воронецкий подчеркивает: аналогичные соглашения с Литвой и Латвией также могут быть ратифицированы в скором времени. Чтобы узнать, как будет работать малое приграничное движение, корреспондент “НГ” побеседовал с начальником главного консульского управления МИД Александром ОСТРОВСКИМ.

— Александр Петрович, что нам даст малое приграничное движение?

— Это первый шаг в отработке безвизового режима с западными странами-соседями. Инициатива исходила от Литвы, Латвии и Польши — они таким образом реализуют принцип добрососедства, провозглашенный ЕС. Соглашения будут содействовать поддержанию родственных, личностных, экономических, образовательных, культурных, туристических связей, укреплять взаимоотношения между регионами. А это очень важно именно для жителей приграничья.

— На какие территории распространяются соглашения?

— Приграничные территории — это административно-территориальные единицы (с белорусской стороны — сельсоветы и города), прилегающие к границе, которые находятся в зоне не далее 30 километров от нее. Это не значит, что зона целиком повторяет все контуры границы. Такое расстояние — рекомендация Евросоюза, и мы ориентировались на него. Но исходили прежде всего из логики жизни. Например, Вильнюс начинается в 25 километрах от границы, значит, формально он вошел бы в зону малого приграничного движения только на треть. Поэтому, если часть территориального образования находится на расстоянии до 50 километров от границы, то оно тоже включается в зону действия соглашений. Всего с белорусской стороны под действие трех соглашений подпадают 228 административно-территориальных единиц.

— Кто сможет участвовать в малом приграничном движении?

— Во всех трех соглашениях оговорено, что таким правом обладают лица, постоянно проживающие на приграничных территориях не менее года, если речь идет о соглашениях с Литвой и Латвией, и не менее трех лет в случае с Польшей. Причем в эту категорию включены как граждане Беларуси, Латвии, Литвы и Польши, так и граждане третьих стран и лица без гражданства — все, кто законно проживает на этой территории.

— Предположим, что все условия соблюдены. Как пересечь границу по новым правилам?

— Сначала нужно получить специальное разрешение, которое выдается в консульском учреждении страны, в которую вы намерены поехать. Тем гражданам Беларуси, кто участвует в малом приграничном движении с Польшей, нужно обратиться в генеральные консульства в Гродно или Бресте, если вы едете в Латвию — документ получаете в консульстве в Витебске, в Литву — в генконсульстве в Гродно. Стоимость оформления — 20 евро, но льготные категории граждан освобождаются от уплаты сбора. В течение 20—30 дней (по соглашению с Польшей — до 60 дней) вы получаете разрешение, которое действует от одного до пяти лет и позволяет находиться на приграничной территории Литвы, Латвии и Польши до 90 дней каждые шесть месяцев.

— Что оно из себя представляет?

— Это пластиковая карточка, оформленная с учетом требований международной практики и содержащая определенные защитные элементы. На ней будут размещены фотография владельца, его имя, фамилия, дата рождения, дата выдачи и срок действия карточки, номер проездного документа, а также машиносчитываемая строка. На обратной стороне белорусского разрешения будет сделано указание о том, что его владелец может находиться только на приграничной территории. При пересечении границы вы предъявляете паспорт и разрешение. Кстати, важная деталь: в паспорте не будет ставиться отметка о пересечении границы. Таким образом, документ послужит его обладателю более длительный срок.

— Есть опасения, что если хлынет поток желающих, консульства могут не справиться...

— Мы к этому готовимся. Но внимательное изучение опыта реализации аналогичного соглашения между Польшей и Украиной показало, что наплыв желающих получить разрешения оказался гораздо менее ожидаемого. Это и понятно: у людей есть многократные визы — жизнь заставляет их путешествовать, не дожидаясь, когда соглашения вступят в силу.

— Но едва ли все поедут только навестить родных. Возможна торговля, отток кадров?

— Разрешение не дает права заниматься трудовой и коммерческой деятельностью. Да, можно вести переговоры о заключении контрактов, укреплять связи в бизнесе, но индивидуальным предпринимательством заниматься нельзя. В Беларуси в целом принята детальная программа по минимизации возможных негативных последствий действия новых правил. Будут осуществлены и меры по информированию жителей приграничья — планируем разместить на сайтах наших загранучреждений точную карту приграничных территорий. Насколько мне известно, наши литовские коллеги намерены выдавать карманный вариант такой карты с каждым разрешением, а латвийские — активно привлечь местную прессу для публикации схем приграничных территорий.

Комментарий
Начальник управления пограничного контроля Госпогранкомитета Иван БОНДАРЕНКО: “Мы прогнозируем увеличение пассажиропотока в 1,5—2 раза”

Порядок пересечения государственной границы нашей страны для лиц, которые будут иметь право получения соответствующих разрешений на приграничное движение, мало чем будет отличаться от существующего порядка. Несколько упрощается процедура осуществления пограничного контроля. При этом пограничный, таможенный и другие виды контроля для них сохранятся. Предположительно, в течение следующего года пассажирский и транспортный поток на прибалтийском и польском направлениях увеличится раза в полтора-два, поэтому сегодня мы заблаговременно готовимся к работе в таких условиях. Прежде всего работаем над созданием и обустройством инфраструктуры пунктов пропуска.
Так, на польском направлении завершится реконструкция пункта пропуска “Домачево”. Этот современный комплекс в 70—80 километрах от Бреста переключит на себя часть пассажиропотока из автодорожного пункта пропуска “Варшавский мост”. Также на польском участке появится после реконструкции пункт пропуска “Песчатка”, в Бресте реконструируется пункт пропуска на железнодорожном вокзале, что значительно увеличит его пропускную способность и создаст комфортные условия при пересечении границы. На литовском направлении реконструируется автодорожный пункт пропуска “Привалка”, завершены работы по реконструкции в этом году пункта пропуска “Бенякони”, планируется в дальнейшем расширение пункта пропуска “Каменный Лог” без его закрытия.

Города и поселки, попадающие под действие соглашений

 

 

 

 

 

 

Образец разрешения на малое приграничное движение (Украина)

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter