Дверь на замок, про деньги молчок

Обманутая лжемедсестрой пенсионерка: «Трошкi паплакала i спаць лягла...»

Одинокие старики в деревнях дорого платят за доверчивость

Кто более беззащитен, чем одинокие деревенские старики? Они — легкая добыча мошенников, но не только из-за своей беспомощности, а в большинстве случаев — по простодушию. Ведь на селе оно как: палкой двери припер, значит, нет хозяина дома. Вот и вся защита от взлома. А уж если гость на пороге — праздничную косынку на голову повязать и бегом встречать человека. Лишь бы скрасил хоть немного старческое одиночество. Этим и пользуются мошенники, прекрасно зная, что у любой бабушки-старушки имеются деньги, как это принято называть в деревнях, «на смерть».

Не думала — не гадала Ольга Яковлевна Корень из Пуховичей, что на старости лет станет жертвой мошенницы. В свои 87 лет Ольга Яковлевна — крепкая и разумная старушка. Ухаживает за собой сама, но не отказывается и от помощи соцработника. Поэтому, в общем-то, не удивилась приходу медсестры, хоть и незнакомой. Та принесла таблетки «по назначению врача районной больницы», а назавтра пообещала привезти еще и продукты. Деньги за них бабушка отдала, но больше доброжелательницу на своем пороге не видела. Обманула...

Вместе с участковым инспектором милиции Пуховичского РОВД старшим лейтенантом Дмитрием Еловым отправляемся проведать женщину. Калитка лишь на щеколде, двери вообще не заперты. Даже собаки нет. Не пошел урок впрок…

— Дзверы для добрых людзей у мяне заўсёды адчынены, — добродушно объясняет хозяйка и провожает нас в дом. — Жанчына гэта сказала, што яна новая медсястра i цяпер будзе насiць мне прадукты i лякарствы. Я заўсёды слухаю радыё i не чула, каб сацработнiкаў адмянiлi, але думаю, можа, i праўда якi закон выйшаў. За ўсё пра ўсё яна папрасiла 103 тысячы рублёў, але не дала мне нiякай квiтанцыi. Думаю: нешта тут не тое. Хацела сказаць, што ў мiлiцыю пазваню, але пабаялася. Трошкi паплакала i спаць лягла. А назаўтра пайшла ў палiклiнiку. Галоўурач мяне выслухаў i адразу сказаў, хто гэта мог быць.

Мошенница (назовем ее Наталья) — личность незаурядная. О ее криминальных подвигах в Пуховичах, где она живет вот уже два десятка лет, наслышаны все. Правда, Ольга Яковлевна в тот вечер видела ее в первый раз…

— Есть хронические алкоголики, а эта женщина — хроническая мошенница, — рассказывает Дмитрий Еловый. — Как обязанное лицо по Декрету № 18, центр занятости направил ее в районную больницу санитаркой. Она наблюдала, как работают врачи и медсестры, а потом использовала свой опыт при обмане. На полигоне бытовых отходов находила просроченные лекарства, потом, обладая некоторыми познаниями в медицине и психологии, входила в доверие к пожилым людям и продавала их им. Ее совершенно не заботило, что такие действия могут нанести непоправимый ущерб здоровью стариков.

Когда Наталью задержали, выяснилось, что после Ольги Корень мошенница посетила еще одну бабушку. Разыгрывать спектакль с лекарствами на этот раз не было то ли настроения, то ли времени. Действовала грубо: пару раз ударила старушку и потребовала денег…

Схем «работы» с пенсионерами у мошенницы было несколько. Кроме переодетой в медсестру, приходила Наталья в дома пожилых как соцработник, под видом страхового агента заключала с добродушными бабушками договоры страхования. В качестве представителя благотворительного фонда приезжала с «подарками». Дарила, например, пластмассовые тарелки стоимостью 5 тысяч рублей и просила лишь оплатить дорогу, всего «каких-то» 20—30 тысяч рублей. Когда в местную церковь приходила гуманитарная помощь, некоторые вещи получала мать Натальи, прихожанка. Мошенница их экспро­приировала и отдавала пожилым «просто так». Просила только паспорта, «чтобы оформить квитанции». А потом оставляла их документы под залог каких-нибудь ценных вещей.

Махинации Наталья проворачивала на пару с сестрой, которую в такой бизнес и втянула. В этом году сестра покончила жизнь самоубийством. Говорят, совесть замучила. С тех пор мошенница работала одна. Пока не угодила в конце концов за решетку.

— К пожилым в доверие войти очень легко, — рассказывает Геннадий Сечко, начальник милиции общественной безопасности, заместитель начальника Пуховичского РОВД. — А когда мошенники попадают в дом к пенсионерам, они прекрасно знают, где нужно искать сбережения. Прячут деньги, как правило, в бельевом шкафу под одеждой или в карманах верхней одежды, под матрасом или скатертью. Обманщики приходят, например, якобы с целью продажи вещей. Пока бабушка меряет, они успевают обследовать все укромные места. Было несколько случаев, когда цыгане носили по домам мед. Продавали недорого: трехлитровая банка — 60 тысяч рублей. Пенсионеры его покупали, а потом выяснялось, что это всего лишь искусственно инвертированный сахар.

Все участковые инспекторы своих пенсионеров прекрасно знают. В курсе, кто одинокий, а кто, например, живет с потенциально опасными гражданами. Таких берут на особый контроль. С остальными ведут обычную профилактическую работу.

— Для повышения уровня безопасности пожилых мы тесно сотрудничаем с заинтересованными службами: комитетами по труду, занятости и социальной защите, управлениями образования и здравоохранения, РОЧС. Проводим совместные учебно-методические сборы по обмену информацией, — рассказывает Руслан Былина, заместитель начальника УОПП Минобл­исполкома. — Плотно работаем с «Белпочтой»: почтальоны ежемесячно бывают в домах пожилых, поэтому договорились обмениваться информацией и с ними. Раз в квартал анализируем преступления. Если видим, что на уровне какого-то районного ОВД что-то произошло, проводим профилактическую работу.

Но мошенники не единственная опасность, которая поджидает стариков. С начала года в Пуховичском районе три бабушки погибли на пожаре в собственных домах. Всего же в районе 1163 одиноких и инвалида стоят на учете как граждане социально уязвимой категории. И к ним приковано пристальное внимание не только работников милиции, но и РОЧС. Совсем свежий случай. Местным пожарным поступило сообщение: из одного дома в деревне Скобровке идет густой дым. На место срочно выехало подразделение. Выяснилось: в дымоходе вывалились два кирпича, и дым шел не на улицу, а прямо на чердак. А в доме живет одинокий пенсионер-инвалид… На месте приняли решение: оперативно отправить в Скобровку работника МЧС, который устранит неполадку.

— Наши сотрудники периодически выезжают с комиссиями для обследования домовладений социально уязвимой категории граждан, —рассказывает Игорь Бородько, главный специалист инспекции государственного пожарного надзора Пуховичского РОЧС. — Обязательно проверяем электропроводку, печное отопление, газовое хозяйство — все это должно соответствовать нормам и правилам пожарной безопасности. При посещении домовладений одиноких индивидуально в каждом конкретном случае оцениваем обстановку. К решению выявленных проблем подключаем родственников стариков и местные органы власти. Но если вопрос силами самих престарелых решить невозможно, то сельисполкомы представляют нам списки нуждающихся в замене электропроводки, ремонте печного отопления или установке автономного пожарного извещателя. Далее все работы проводятся за счет средств райисполкома. Например, в этом году в Скобровке мы провели полную замену электропроводки ветерану ВОВ. Кроме того, за каждым одиноким инвалидом или стариком закреплен соцработник, который следит за состоянием внутренней электросети или приборов отопления. Если обнаруживаются неполадки, сведения об этом поступают нам, а мы оперативно принимаем меры. С соцработниками дважды в год проводим обучение по противопожарной безопасности на базе территориального центра социального обслуживания населения.

По словам милиционеров и пожарных, работать с бабушками и дедушками приятно. Спокойные, тихие, приветливые. Одно тяжело: слишком доверчивые. Не хотят даже двери на замок запирать. Говорят, отродясь на деревне такого не было…

На снимке: участковый Дмитрий Еловый убеждает Ольгу Корней закрывать двери на ключ.

Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter