Двенадцать килограммов новостей

Современная телекамера весит 12 килограммов, оператор Людмила Орлова – всего 50, но она так ловко управляется с тяжелым «аппаратом», что даже бывалые телевизионщики смотрят на нее, раскрыв рот.

Современная телекамера весит 12 килограммов, оператор Людмила Орлова – всего 50, но она так ловко управляется с тяжелым «аппаратом», что даже бывалые телевизионщики смотрят на нее, раскрыв рот. По случаю 8 Марта представительница исконно мужской профессии рассказала «Знаменке» о том, почему студентов Академии искусств заставляют бегать кросс со штативом в руках и Телеоператор Людмила Орлова. фоточто нужно надеть, чтобы выглядеть на экране как телезвезда.

 

– Люда, среднестатистический белорусский оператор – это мужчина лет тридцати или сорока…


– …в кепке от солнца и в жилетке с десятью карманами: в одном запасной аккумулятор, в другом – крышки от объективов, в третьем – блокнот. А еще он немного сонный и не всегда в хорошем настроении, потому что голодный. Это обычная ситуация, когда еще минуту назад ты заваривал кофе – и вот уже едешь с водителем на съемки. Работа у нас очень динамичная: днем мероприятие – вечером эфир. Бывает, что диктор уже вовсю читает новости, а операторы монтажа еще только собирают из кусочков будущий репортаж. К примеру, в тот день, когда разбился самолет с первыми лицами Польши, нас с коллегой буквально за полчаса до эфира отправили за комментарием в Министерство иностранных дел. После таких экстремальных съемок к вечеру я могу уже не помнить, над чем работала в течение дня. И мамин традиционный вопрос: «Ну, что мне сегодня смотреть?» – ставит меня в тупик.


– Надо отдать должное маме, которая пять лет назад с пониманием отнеслась к твоему решению забрать документы из иняза…


– В инязе я училась заочно и платно, так что терять особенно было нечего. А поступать в Академию искусств решила после того, как, гуляя по улицам Бреста, встретила девушку, которая, как и я, сосредоточенно щелкала затвором фотоаппарата. Оказалось, что снимки ей нужны для поступления: она собиралась стать телеоператором. Я тоже загорелась этой идеей и потом, приезжая на сессию, не раз приходила к своей новой знакомой на пары, позировала ее однокурсникам для творческих работ. После чопорного иняза мне казалось, что я наконец-то попала домой. В академии никто никого не стесняется: одни прямо посреди коридора играют на рояле, другие распеваются, третьи, надев лосины и черные водолазки, как того требуют занятия по сценической пластике, разминают мышцы…


– Не секрет, что большинство белорусских операторов – переквалифицировавшиеся инженеры и программисты. А у тебя не было мысли пойти, скажем, в политех?


– Не думаю, что там есть такие специальные дисциплины как цветоведение, телеосвещение, композиция. Кроме того, физкультура у нас заканчивается не на третьем курсе, как у всех студентов, а на четвертом – чтобы за время учебы организм успел привыкнуть к большим нагрузкам. Кстати, помню, как преподаватель, курировавший ребят на год старше, устроил для них кросс со штативом в руках – очень жизненное, на мой взгляд, упражнение. Впрочем, даже интенсивные занятия спортом не всегда спасают от проблем с позвоночником: мои коллеги, особенно те, что постарше, любят в узком операторском кругу похрустеть суставами пальцев, колен.


– А какие съемки в физическом плане считаются самыми тяжелыми – в помещении, на улице, на стадионе?


– Сложно снимать на заводах: приходится преодолевать большие расстояния, курсировать с камерой на плече вверх-вниз по лестнице. Но я с удовольствием работала и на гормолзаводе в Минске, и на сахарном в Слуцке – меня всегда привлекали места, куда нет доступа человеку с улицы. А вообще, самое сложное для любого оператора – это когда из ничего нужно сделать событие. Бывает, приходит в редакцию факс, выезжаем с журналистом на съемку, размечая по пути, где у нас будет крупный план, где общий, на какой минуте пойдет интервью, – а на месте оказывается, что снимать, в общем-то, нечего. В этом случае приходится перестраиваться, подключать фантазию.


– Наверное, женщины с их врожденными артистическими способностями чувствуют себя перед камерой увереннее, чем мужчины…


– Может и так, но все равно с мужчинами работать проще: они не говорят: «Подождите, мне нужно причесаться!» или «Я сегодня не готова: возьмите лучше мою коллегу». Конечно, это не касается известных персон, натренированных на общение с прессой: к примеру, Инна Афанасьева остается перед камерой такой же непосредственной, как и в жизни, над вопросами долго не думает, оживленно жестикулирует. А однажды я снимала первую ракетку мира Каролин Возняцки: она вела себя, казалось бы, очень просто, но в то же время в каждом ее движении чувствовалась не-обычайная уверенность.


– Что нужно надеть, чтобы выглядеть на экране столь же хорошо, как Каролин Возняцки?


– Самый главный совет звучит как старая детская считалочка: «Да и нет не говорить, черное и белое не носить». Если вы наденете белоснежную блузку, то в яркий солнечный день ее фактура не «прочитается» – не будет видно ни рюшечек, ни пуговиц, и создастся впечатление, будто вы натянули на себя простыню. Не стоит экспериментировать и с черным цветом: стараясь скорректировать темные пятна, камера подарит вашему лицу пепельный оттенок. Особое внимание следует обратить на макияж: он должен быть в два раза ярче, чем в повседневной жизни. Что же касается моей работы, то я стараюсь не усердствовать с «боевой раскраской», не носить затрудняющих движение узких юбок. Хотя однажды мне все-таки довелось работать на каблуках: дело было в Совете Министров, куда, как известно, человека без пиджака могут и не пустить. Не могу сказать, что работать в брюках и модельных туфлях мне было неудобно, но повторять этот эксперимент как-то не стремлюсь.


– По-моему, у каждого журналиста есть в загашнике две истории – как он пришел на официальный прием в кедах и как после многочасовой беседы с очень важной персоной не смог извлечь из своего диктофона ни звука. А у тебя не было таких проколов?


– У меня была другая история. На телевидении часто бывает, что корреспондент, у которого перехлестываются два мероприятия, звонит оператору и говорит: «Я вызываю тебе водителя, а сам приеду уже на место». Вся фишка в том, что кассету, на которую пишется сюжет, обычно привозит журналист. Помню, приехала я на спортивную съемку, а нашей сотрудницы все нет и нет – и, чтобы не терять удобное место, я целый час усиленно делала вид, что работаю. А однажды прямо в процессе съемки у камеры отлетел объектив – он просто остался у меня в руке. Но мы с журналисткой кое-как его прикрутили и сюжет досняли. А вообще маленькие ЧП случаются почти каждый день – к примеру, когда работаем на улице, компании нетрезвых людей начинают приставать к журналисткам, кричат: «Снимите нас!» Приходится «включать мужчину» и сурово говорить: «Отойдите, не мешайте работать!»


– Говорят, нет солдата, который не хочет стать генералом, и нет оператора, который не мечтает снять собственный фильм. Наверное, в качестве дипломной работы ты готовишь целую кинокартину…


– Это будет телеочерк о бизнесменах, которые начинали, говоря языком экономики, с плохих стартовых позиций. Я хочу показать, что родительские деньги или диплом престижного вуза – это не панацея. Главное – верить в себя, и если ты о чем-то мечтаешь – там, наверху, обязательно тебе помогут.


Виктория КРУПЕНЬКОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter