Чем отличаются главный мужской и женский праздники?

Две стороны одной медали

Чем отличаются главный мужской и женский праздники?

Для людей военных День защитников Отечества и Вооруженных Сил — это прежде всего профессиональный праздник. Для гражданских — общемужской. Для большинства представительниц прекрасного пола 8 Марта — Международный женский день, для феминисток — День солидарности в борьбе трудящихся женщин. Об этих двух праздниках, разделенных двумя неделями и по половому признаку, обычно говорят как об одном целом. Один плавно перетекает в другой. Писатель Владимир Степан вспомнит, как отмечали эти даты советские люди. Журналист Дмитрий Умпирович проведет параллели с настоящим. Предлагаем вам очередную серию проекта «Хронотоп».


— А знаешь, Дима, о Международном женском дне я узнал раньше, чем о 23 февраля. В детском саду под чутким руководством воспитательницы Таисии Павловны мы делали мамам подарки. Забавные аппликации вроде корзинки с грибами или цветами. Мамы были счастливы. На глазах блестели слезы умиления. О том, что есть и мужской праздник, мне рассказали уже в школе. Подвели нас, первоклашек, к стенду с белыми пенопластовыми буквами на красном фоне. Текст был по–военному лаконичным — «Они сражались за Родину». Мы стояли и смотрели на знакомые лица. Директор в гимнастерке с медалями, учитель математики в пилоточке со звездочкой, похожей на наши октябрятские. Даже школьная техничка тетя Валя, которая ругала нас, когда мы обливались водой из умывальника, и та в берете с медицинской сумкой через плечо. Для них мы должны были прочитать стихи и спеть песню. Теперь я понимаю, что в то время — полвека тому назад — этот праздник принадлежал только тем, кто служил в армии.


— Зато сейчас, Владимир Александрович, его присвоили себе мы все. Как бы по умолчанию. Служил ты, моряком был, летчиком или сидел за компьютером в офисе, ссылаясь на плоскостопие, близорукость или аллергию на запах армейского гуталина, все равно 23 февраля законно ждешь подарков и женского внимания. Просто обидно как–то получается: 8 Марта поздравляют всех женщин без разбора, лишь только за то, что они женщины. Вроде бы и Международный мужской день недавно появился — 19 ноября. Только вы вот, например, знаете о нем? Не знаете. И я не знал, пока в Википедию не глянул. А так все вроде бы и честно. Хотя некоторые мои знакомые — кстати, не военные — 23 февраля не отмечают принципиально. Чтят старые советские традиции.


— А ведь традиции действительно были да, наверное, и сейчас сохраняются. Естественно, ярче всего этот праздник я отмечал в Советской Армии. Ко всему прочему рациону на стол в этот день командование посылало красную рыбу, мандарины, яблоки, конфеты–печенье и сколько хочешь компота. Днем выступал дважды Герой Советского Союза командир диверсионного отряда морской пехоты Белов. Вечером — солдаты. Дима Харатьян, служивший со мной в одной бригаде, в плащ–палатке и каске с яркой звездой, с автоматом ППШ на груди читал со сцены патриотические стихи Константина Симонова и Александра Твардовского. Бойцы — выпускники Гнесинки — играли на виолончелях и скрипках что–то из классики. Но самым козырным номером в этот день было выступление приглашенных девчонок. Они в коротких юбках отплясывали на нашей сцене, громко стуча каблуками. Их много раз вызывали на бис...


— Не удивлюсь, если где–то прочитаю о том, что ваш бывший сослуживец и сегодня принимает участие в подобных концертах. Только, вполне возможно, Симонова и Твардовского он читает не в военной части, а в каком–нибудь офисе или концертном зале. Многие уважающие себя организации в этот день устраивают обязательный «корпоратив». Иногда — стилизованный. Пьют водку из жестяных армейских кружек, закусывая черным хлебом и тушенкой, позволяют сильной половине до одури резаться в World of Tanks прямо на рабочих местах. Сейчас патриотическая составляющая из мужского праздника понемногу исчезает, заменяясь гламурностью и какой–то фривольностью... Превращаясь порой в шарж. Хотя приятно и смешно, черт возьми, получить 23 февраля в качестве военного трофея игрушечный пластмассовый танк или вертолет. Четвертый год у меня такая военная техника на рабочем столе возле телефона стоит... А вам в армии, Владимир Александрович, что–нибудь дарили?


— Отцы–командиры нам награды вручали. А иногда даже ордена и медали на лацканы «парадок» прикалывали. Ценные подарки? Обычно это были часы. Типичный мужской презент. Его на этот праздник я неоднократно получал и на гражданке. Равно как и фляжку для коньяка, зажигалку «Зиппо», а также несметное количество носков, галстуков, авторучек и бритвенных принадлежностей. Как правило, женщины не заморачивались, что подарить в День защитников Отечества. Главное — подарить. Хотя на первый взгляд обычные открытки от мамы и жены, присланные мне в армию, почему–то помню и храню до сих пор.


— Многие и сейчас, Владимир Александрович, не заморачиваются. Жена вот недавно у меня как бы между прочим поинтересовалась, не заканчиваются ли у меня гель для душа и крем для бритья. Сама, кстати, ждет от меня две недели спустя «обратку» — какой–нибудь «мимимишный сюрприз», желательно, чтобы все обзавидовались. Хотя, что посеешь на 23 февраля, то пожнешь на 8 Марта... Букет — обязательная программа. С самого утра мы с отцом за ним идем на ближайший рынок. Пока не расхватали, пока очередей нет. Затем — завтрак и кофе в постель. Ну а дальше — то, что позволяют кошелек и фантазия...


— Кто–то из юмористов придумал шутку, что утром 24 февраля обороноспособность страны равна нулю. Ну сам понимаешь, почему. А я тебе прямо противоположный случай расскажу. Мы уже наелись бутербродов с красной рыбой, напились компота, наслушались Диму Харатьяна, насмотрелись на девочек в коротких юбках из ансамбля. В общем, наступила ночь, и мы, счастливые, легли спать. А уже в начале третьего подскочили по тревоге. Оружейная комната была открыта. Мы получили автоматы, противогазы и построились на плацу. Офицер, дежуривший по части, сказал, что сейчас будем бежать кросс. То ли шесть, то ли семь километров. В полном боевом обмундировании. И мы побежали. А он ехал сзади на «уазике» с секундомером. Шутки шутками, но я жалею, что в той громко и тяжело топающей сапогами колонне разгоряченных солдат не было того юмориста. Был бы — язык бы не повернулся такую чушь про нашу обороноспособность говорить.


— Хорошо, чтобы все так, как ваша бригада, службу несли. Хотя вот, скажем, в наших спасателях я не сомневаюсь. Для них, а равно для милиции, скорой помощи, любой праздник — это своеобразное испытание на прочность. Этакий час пик происшествий. Помните, в прошлом году в жилом доме в Серебрянке взрыв случился? Это ведь как раз 23 февраля было. И что, кто–то обвинит эмчеэсовцев в том, что приехали неоперативно? Что праздник отмечали вместо того, чтобы пострадавших эвакуировать? Нет, все было сделано, как всегда, на высшем уровне.


— Моя бы, Дима, воля, я бы отчеканил медаль. Из какого–нибудь драгоценного материала. На одной стороне было бы число 23, а на второй — цифра 8. Награду, которую можно вручать и мужчинам, и женщинам. И такой бы подарок вполне мог стать тем самым нашим хронотопом, соединяющим пространство и время — не только годы минувшие и годы теперешние, но и те две недели, отделяющие один праздник от другого.


Советская Белоруссия №42 (24425). Среда, 5 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter