Корреспондент «Р» попыталась выяснить, как в эпоху интернета выживает рынок дисков

Две стороны одного диска

Как в эпоху интернета выживает рынок дисков?
Еще каких-то двадцать лет назад никто и помыслить не мог, что музыку можно будет скачивать бесплатно из интернета и размещать на флешке, в «облаке». Многие тогда покупали компакт-диски и даже специальные полки для них. Корреспондент «Р» попыталась выяснить, как в эпоху интернета выживает рынок дисков.


В длину и ширину заметно уменьшились стеллажи и полки с дисками в гипермаркетах. Средняя цена диска — 30 тысяч рублей. Записи — устаревшая попса и шансон. Видно, за другой музыкой необходимо обращаться в специализированные музыкальные магазины. Еду к ЦУМу, где некогда находился один из самых знаменитых магазинов дисков, и… целую двери. Теперь здесь косметика да бытовая химия. Удивляюсь, но не огорчаюсь — направляюсь в ТЦ «На Немиге», где в трехэтажном магазинчике альбомы музыкальных исполнителей, как зарубежных, так и российских, белорусских, имели каждый свой этаж — так много их было! Но история повторяется — магазина нет. Куда идти? Нахожу в интернете пару-тройку магазинов с компакт-дисками и лечу туда быстрее ветра: вдруг закроются? Приезжаю на станцию метро «Московская». 

— Нет никакой гарантии, что мой магазин доработает до конца этого года, — с нескрываемой грустью говорит Александр — первый человек в стране, открывший в начале 1990-х сеть небольших магазинов компакт-дисков и даже свою студию звукозаписи. Сейчас в его владении лишь один магазин. На стеллажах стоят лицензионные и оригинальные диски десятков исполнителей. Да только в последние годы все это продается с трудом: 

— У этой ситуации две причины: интернет, который позволяет скачивать в электронном виде, и невысокий материальный достаток людей. Увы, в интернете чаще всего музыка сжата в объемах — для ушей меломана такой звук чуть ли не пытка. А вот лицензионные или оригинальные альбомы имеют исключительное качество звука. Но и цена у них соответствующая. Сейчас не всем по карману. Многие из них — произведения искусства.

Александр достает несколько коробочек оригинальных дисков и показывает один — британской группы King Crimson стоимостью  711 тысяч рублей: в коробке и CD, и DVD. Лицензионный диск этой группы, выпущенный в России, стоит дешевле — 472 тысячи. Есть и еще круче: коллекция из 5 дисков группы Queen в делюксовом варианте. Цена — 1 млн 317 тысяч. Платят за них люди, которые ценят оригинальный материальный носитель. К слову, эти «динозавры» знают, как отличить лицензионный диск от пиратского. Александр объясняет и мне. Он переворачивает диск, берет лупу и указывает на некие мелкие объемные буквы на внутреннем круге: ifpi и четырехзначный код. IFPI — это международная федерация производителей фонограмм и видеограмм, занимающаяся контролем авторских и смежных прав по всему миру. 


— Никто не берется подделывать этот код — грозит слишком серьезное наказание, — говорит Александр. — А вот обычную «пиратку», записанную на «болванках», распространяют только в путь. Отследить масштабы таких копий невозможно. Из-за них исполнители и не зарабатывают. Так теряется смысл в выпусках дисков. 

Как Александр решает, что будет продаваться на полках его магазина в эпоху интернета? Говорит, есть два критерия: альбомы-новинки и то, что будет в ходу всегда — классика, рок и джаз. Но отмечает, что в этом бизнесе, как и в книжном, есть «висяки» — диски, которые никогда не продаются. Например, у него есть альбомы 1997 года выпуска с попсой — до сих пор стоят. Продает он их за 15 тысяч. К слову, одна коробка для диска стоит столько… 

Александр вспоминает: лично видел в центре Нью-Йорка, прямо на Манхэттене, как продаются пиратские диски по 5 долларов. Правда, происходит это в темное время суток. Кстати, в США оригинальный диск стоит около 15 долларов. А вот эксклюзивные диски общим тиражом по миру до 5 тысяч экземпляров — около 40—50 долларов. Есть и еще дороже — за 50—100 долларов, японские, с золотым покрытием из суперпластика. 

За те несколько часов, что беседовали с Александром, в его магазин зашел только один человек. «Последний из могикан», — пошутили мы. Он купил сразу три диска общей стоимостью 225 тысяч. И при этом оставил заявку еще на один.

— Я всегда покупал и буду покупать диски. Считаю, что слушателю нужно качество, а исполнителю — плата за его работу, — говорит покупатель Никита. 

А вот в ТЦ на улице Сурганова, где расположился небольшой магазинчик дисков, продавцы рисуют ситуацию на рынке компакт-дисков не в таких темных красках, как Александр. Консультант Ольга уверяет, что автовладельцы как покупали диски, так и будут покупать:

— Кто-то не умеет скачивать из интернета, а кому-то лень. Из наших исполнителей спрашивают группу bеZ bileta, J:Морс и «Песняров». Из российских — любой шансон, Полину Гагарину и Веру Брежневу. Иностранная музыка в большем ходу. 

Иду в магазин музыкальных дисков в центре Минска. Продавцы говорят, что захаживают к ним и иностранцы. Что спрашивают? Оказывается, ищут диски с народной музыкой нашей страны. 

— Увы, на материальных носителях такого у нас нет, — разочаровывает продавец Денис Ясюченя. — Предлагаем что-нибудь из нашего, но современного — вот новый альбом Поплавской и Тихановича, например. Вообще-то диски продаются хорошо. Будем работать.

Постоянные клиенты этого магазина, по словам Дениса, молодые мамы, покупающие детские песенки, автомобилисты, которым интересны сборники исполнителей всех стилей и жанров. 

Конечно, раньше дела с продажами дисков шли лучше, говорит Денис. У этого магазина когда-то люди выстраивались в очереди за дисками-новинками, а исполнители тут же устраивали автограф-сессии: 

— Сейчас, конечно, все не так. Вот, например, пришла к нам молодая группа «Гуси» с 1000 экземплярами своего диска. Продали мы лишь три — ребят никто не знает и, видно, знать не хочет. Но за дисками тех исполнителей, которые всегда на виду, звучат регулярно из радиоприемников, как, например, «Океан Эльзы», люди всегда приходят. И, уверен, будут приходить.

Алина КАСЕЛЬ

alinakasel@gmail.com

Их песенка спета


Директор J:мoрс Руслан Стариковский с ностальгией вспоминает начало 2000-х. Старт группы был на зависть многим: аншлаговые концерты, по два альбома в год и прочее. Владимиру Пугачу и его команде и сегодня грех жаловаться, это один из немногих коллективов, который остается на плаву и собирает полные залы. 


Да, последний диск выпустили перед Новым годом, а до этого пять лет этим не занимались. Но дело здесь вовсе не в отсутствии интереса к группе, а во внутреннем состоянии ее лидера, который пишет песни только по зову сердца. Руслан с ходу дает понять, что они — группа не коммерческая, поэтому не ставят цели заработать на продаже пластинок. Но в то же время не отрицает, что очень приятно получать бонусы от продажи дисков. Ох и золотые времена были в 2006—2007 годах, когда вышел альбом «Босиком по мостовой», он разошелся тиражом около тридцати тысяч. Нынешний «Воздух» пока в десять раз меньше. Рассчитывают ли на большее? Конечно, нет. Первоначальный тираж нового альбома вообще был лишь тысяча экземпляров. Но поклонники стали просить допечатать его. Куда разумнее, говорит Стариковский, выставить альбом на ресурсы типа iTunes (это медиаплеер для организации и воспроизведения музыки и фильмов), откуда и будет капать копеечка. J:морс, собственно, как и многие другие, так и делает. Оттого-то и плохи стали дела в рекордс-бизнесе.

Жанна Нехайчик, которая в начале 1990-х открыла компанию «Вигма», не скрывает: ее бизнес скорее мертв, чем жив. В первые годы своего существования они записывали до миллиона аудиокассет в месяц. Сегодня Жанна Михайловна с улыбкой вспоминает, как расхватывали у них альбом Тани Булановой с хитами «Не плачь, еще одна осталась ночь у нас с тобой» и «Скажи мне правду, атаман». Сотрудники ее компании по двадцать четыре часа в сутки стояли у конвейера, чтобы удовлетворить спрос всех желающих. Собственно, то было только началом золотого времени рекордс-бизнеса. Кто потом только ни записывался у них: «Сябры», «Тяни-Толкай», Atlantiсa и так далее. Словом, только самый ленивый белорусский исполнитель обошел эту компанию стороной. А были еще сотни альбомов российских артистов, кстати, с соблюдением всех авторских прав и прочего. Но сейчас разговор не об этом.

В 2004-м впервые в стране появилось оборудование для выпуска музыкальных дисков. Вскоре время аудиокассет закончилось. Но не потому, что не было спроса, а по причине закрытия завода, который выпускал магнитную пленку. Чтобы больше не зависеть от производителей носителей, «Вигма» закупила оборудование, которое не только записывает диски, но и делает их. По сей день на нашем рекордс-рынке это и остается отличительной чертой компании и в то же время делает ее продукцию не совсем конкурентоспособной.

Дело в том, что сегодня, чтобы выпустить диск, много денег в кармане иметь не надо. Студии звукозаписи, которых нынче несчетное количество, за цену от пятнадцати долларов в час помогут записать ваш голос, а если доплатите сверху, то еще аранжировать песенку, спродюсировать ее и даже сделать диск. Практически в ста процентах случаев это будет обычный CD-R. У «Вигмы» же все серьезнее. Выражаясь по-простому, у них литые диски, информация на которых хранится внутри и надежно защищена. В CD, как известно, она лежит на поверхности и искажается при малейшей царапине. К тому же срок хранения литого диска в разы выше и составляет более двадцати лет. Но Жанна Михайловна не скрывает, что сегодня это уже мало кому надо, потому даже в такой серьезной фирме не гнушаются записывать песни на обычных дисках. При заказе в двести-триста штук экономически нецелесообразно запускать оборудование. А большие тиражи сегодня, к сожалению, редкость. Вот недавно Александр Солодуха заказал тысячу дисков. Но он вместе с теми же J:морс — это, скорее, исключение. Таких исполнителей в стране сегодня можно пересчитать по пальцам.


Так как же сейчас выживает эта компания? За счет оказания других услуг. Мультимедийные каталоги, имиджевые компиляции, разработка упаковки и многое другое есть в этом перечне. Основные клиенты не меломаны, а серьезные компании: от мобильных операторов до банков. Причем все это случилось не сегодня и не вчера. Спад интереса к музыкальным дискам начался еще десять лет назад, когда стали появляться другие цифровые носители. Заказчиков не то чтобы как волной смыло, они уходили постепенно. В итоге сегодня в общем объеме производства музыка занимает лишь двадцать процентов.

Спасают заправки, где в основном и продаются диски, честно признается Жанна Нехайчик. Водители скорее импульсивно покупают их в дорогу, чем осознанно, им ведь в далеком пути все равно, что звучит из приемника. Настоящих же меломанов, которые любят слушать музыку в хорошем качестве на дисках, все меньше. Правда, Руслан Стариковский уверяет, что их достаточно и они всегда будут. Но это говорит человек, продающий две тысячи дисков за три месяца. Как было сказано выше, J:морс не делает на этом деньги, а лишь отвечает на требования публики, которая не приемлет или не имеет доступа к другим звуковым ресурсам. Люди же, для которых это действительно настоящий бизнес, здесь более объективны. Жанна Нехайчик уверена, что ее детищу осталось жить год, от силы два. И основание для таких прогнозов не только затянувшийся кризис собственного бизнеса. Чтобы удерживать его на плаву более двадцати лет, ей постоянно приходилось отслеживать мировые тенденции, часто бывать в Европе на различных конференциях. Там эпоха рекордс-бизнеса тоже идет к закату. 

— Нельзя обижаться на прошлое или будущее, — говорит Жанна Михайловна. — Время идет, все меняется, и мы должны адаптироваться к новой жизни и ее условиям. Помните, как безболезненно люди перешли от кассет к дискам, теперь практически та же ситуация с флешками и другими цифровыми носителями. Это просто очередная страница, которую скоро придется перевернуть, чтобы начать читать новую.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter