“Две сестры” Кима Брейтбурга

Известный российский композитор и продюсер знает “формулу успеха” и не держит ее в тайне В особом представлении российский композитор, аранжировщик и музыкальный продюсер Ким Брейтбург не нуждается. В свои 51 он успел многое сделать. Его песни исполняют звезды — Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Валерий Меладзе, Филипп Киркоров, Борис Моисеев, группа “Премьер-министр”. Этот список можно продолжить. Выступив в роли продюсера телепроекта “Народный артист”, он продолжает опекать его победителей Алексея Гомана, Александра Панайотова, Алексея Чумакова, Руслана Алехно, Марину Девятову, которые стремительно “оперяются” и набирают высоту.

В молодости Ким Брейтбург и сам блистал на сцене. В середине 1970-х он стал основателем и вокалистом группы “Диалог”, которая просуществовала почти 15 лет и имела большой успех. Помимо всего прочего Ким Брейтбург — высококлассный звукорежиссер, а для некоторых песен сам и стихи пишет. Успел он внести творческий вклад и в единение народов Беларуси и России. В прошлом году на “Славянском базаре в Витебске” за песню “Две сестры” ему был вручен Специальный диплом Постоянного комитета Союзного государства. Строка из этой песни стала названием и лейтмотивом авторского концерта Кима Брейтбурга “Две сестры — Беларусь и Россия”, который состоялся этим летом на витебском фестивале и украсил День Союзного государства.

— Ким Александрович, как появилась эта красивая песня? Вы родились во Львове, тем не менее чувствуется, что уже прикипели сердцем и к Беларуси. Ваш продюсерский центр взял под “крыло” победителя второго телепроекта “Народный артист” белоруса Руслана Алехно.
— С Беларусью меня связывают и история нашей семьи, и  музыка. Мои дед и отец воевали на белорусской земле в годы Великой Отечественной войны, так что для меня это святая земля. Кроме того, огромное впечатление произвел на меня в молодые годы ансамбль “Песняры”, который представлял Беларусь на советской эстраде. Мне очень близко творчество Владимира Мулявина, создавшего этот уникальный коллектив. Он до сих пор остается для меня музыкантом большой величины, неповторимой личностью.
Что же касается песни “Две сестры”, то не последнюю роль здесь сыграло появление Руслана Алехно, талантливого парня из Беларуси. У меня возникла идея написать песню, которую бы исполнили представители Беларуси и России — два наших “народных артиста” Алексей Гоман и Руслан Алехно. Я очень рад, что песня получилась и многим понравилась, что она была отмечена Специальным дипломом Постоянного комитета Союзного государства. Я не преследовал никаких конъюнктурных целей, не было и никакого заказа на такую песню. Наши две страны тесно связаны исторически, они неразделимы. Сама же песня лишена всякого пафоса, в ней нет лозунгов типа “Да здравствует Союзное государство!” Она абсолютно лирическая, очень личная. Вслушайтесь в слова — они замечательные.
— Последует ли развитие этой темы в вашем творчестве?
— Я не собираюсь клонировать эту песню. Мне не очень импонирует в шоу-бизнесе, когда после удачной песни появляется целая серия похожих. Но зато специально к “Славянскому базару в Витебске” в этом году я написал две песни на стихи белорусских поэтов. Одну из них — “Мроя” — исполнил на белорусском языке на моем авторском концерте в Витебске Руслан Алехно. А вторая песня на стихи белоруски Виктории Соловьевой “Новый день”  прозвучала в финале на двух языках — русском и белорусском. И это не клон, а совсем другая по характеру песня.
Мне было очень приятно, что в моем авторском концерте приняли участие не только российские, но и белорусские исполнители — Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, Анатолий Ярмоленко и ансамбль “Сябры”, а также Государственный ансамбль танца Республики Беларусь. Хорошо спелись в этот вечер Алексей Чумаков и переехавшая из Беларуси в Россию Анжелика Агурбаш. Думаю, приятным сюрпризом для зрителей стало и выступление “воскресшей” группы “Диалог”.
— Зачастую можно услышать такой “приговор”: российский шоу-бизнес скорее мертв, чем жив. Вы с этим согласны?
— На эту тему можно рассуждать долго. На мой взгляд, “оживить” российский шоу-бизнес трудно, потому что не  работают законы. Об этом много говорят, но мало что делается. Даже в центре Москвы под носом у чиновников процветает торговля пиратскими дисками, и все на это закрывают глаза. Я считаю, что до тех пор, пока не появится цивилизованный рынок музыки на так называемых механических носителях, никакого бизнеса в этой сфере не будет. Сейчас это все кустарщина. Возможно, что-то изменится в лучшую сторону после вступления России в ВТО, и страна вынуждена будет обратить серьезное внимание на защиту авторских прав и интеллектуальной собственности. Пока с этим — глухо, поэтому и такой “мертвый” шоу-бизнес.
Кстати, на западе не больше талантливых артистов, чем у нас, просто их больше знают, потому что у них больше денег и соответственно возможностей. Кроме того, нашу публику зачастую “потчуют” низкосортным музыкальным продуктом, и, что самое ужасное, этот продукт запросто “проглатывается”. Тем не менее все больше появляется хороших музыкантов, которые стремятся работать “живьем”, без фонограммы. Так что не внимайте мертвому шоу-бизнесу, внимайте живому!
— А “народные артисты” поют на концертах под фонограмму?
— Если это телевизионная запись, то здесь многое зависит не только от принципов самого артиста. Есть технические параметры, требования, которые диктуют телекомпании, стремящиеся избежать лишних накладок и пауз, особенно во время прямых трансляций. Это ведь целое производство, и обеспечить одновременно и “картинку”, и качественный живой звук очень сложно. В таких случаях в использовании фонограммы, я считаю, нет ничего предосудительного.
Другое дело, когда артисты постоянно работают под фонограмму — это недопустимо. А ведь таких артистов, которые при этом не стыдятся называть себя певцами, к сожалению, довольно много. Хорошо еще если “поют” под свою фонограмму. Встречаются и такие, которые пользуются чужим пением, записанным в студии.
— В Беларуси, чтобы поддержать отечественных исполнителей, в радиоэфире введен жесткий регламент: должно звучать не меньше 75 процентов белорусской музыки. Как вы относитесь к такому регулированию?
— Я считаю, что какие-то формы защиты национальной культуры в таких небольших государствах, как Беларусь, должны существовать. Франция тоже ведь ограничивает количество американской музыки в эфире, потому что если этого не делать, то эти транснациональные музыкальные бренды, имеющие огромный бюджет, заполонят весь эфир, все культурное пространство. Так, кстати, и произошло во многих странах, когда американская музыка и кино вытеснили всю национальную культуру. Поэтому какие-то квоты и лимиты нужно вводить обязательно. В разумных пределах, конечно.
В России в этом плане, мне кажется, ситуация несколько проще. Мы сейчас наблюдаем ренессанс российского кинематографа. В стране достаточно много радиостанций,  которые передают песни только на русском языке. И это нормально.
— Давайте вернемся к телепроектам “Народный артист”. Первый подарил нам Алексея Гомана, Александра Панайотова, Алексея Чумакова, группу “А-сорти”. Второй дал “путевку в жизнь” Руслану Алехно. А вот об “уроженцах” третьего — Амархуу Борхуу и Марине Девятовой — пока слышно маловато. 
— Во-первых, третий проект “Народный артист” закончился только весной. Во-вторых, к сожалению, у нашей продюсерской компании нет нефтяной скважины или газопровода, чтобы мы могли “качать” из них большие деньги. Зарабатывать же их в нашем, как вы отметили, “мертвом” шоу-бизнесе очень тяжело. А ведь каждый молодой исполнитель требует определенных капвложений. И если после первого проекта мы могли себе позволить принять под “крыло” нашей компании такое количество “народных артистов”, то после третьего ограничились лишь договорными обязательствами. К слову, что касается наших обязательств перед телеканалом, то они предусматривают заключение контракта с одним исполнителем, который занял первое место.
Что касается Марины Девятовой, у нее пока мало записей. Но я считаю, что это будет абсолютно самодостаточное явление на нашей эстраде. Сегодня у нас не так много молодых певиц, которые работали бы в жанре фольклорной музыки и исполняли бы не что-то экспериментально-этническое, а эстрадную музыку, смоделированную и выстроенную таким образом, что есть и жанровая принадлежность к народной музыке.
— Известна ли вам “формула успеха”? Как сделать из обычного провинциального мальчишки звезду?
— Прежде всего этот мальчишка должен быть талантлив. Потому что на самом деле никакие продюсеры не в состоянии сделать из бездарного человека выдающегося артиста. В случае же с “народными артистами” мы имеем дело с очень талантливыми ребятами. Причем их выбрали даже не мы, а публика, народ.
В любом случае надо помогать талантливым людям. Хоть это и банально звучит, но бездарности, как говорится, пробьются сами. А талантливые люди зачастую ранимы, в каком-то смысле слабо защищены психологически, потому что, занимаясь творчеством, они оголяют свою внутреннюю сущность. Им нужна и моральная, и материальная поддержка, чтобы они могли более или менее сносно существовать.
Ну а “формула успеха”, на мой взгляд, состоит из трех элементов: талант, трудолюбие и удача.
— Но ведь Фортуна может и не улыбнуться...
— Тем не менее надо всегда быть готовым к тому, что удача улыбнется. А то ведь зачастую получается как: сплошное брюзжание, мол, невозможно выбиться в люди, нет денег и при этом — абсолютное бездействие. Я же считаю, что нужно быть готовым к тому, что судьба в какой-то момент даст отмашку: “Вперед!” Найдутся и деньги, и продюсеры, и пресса появится на твоих концертах. И к тому, кто готов, успех приходит. А тот, кто не готов, пролетает.
Это наглядно демонстрируют и кастинги, когда происходит отбор желающих стать участником проектов “Фабрика звезд”, “Народный артист”. Приходит много хороших музыкантов, за плечами у которых престижные вузы, но зачастую они психологически и творчески абсолютно не готовы к конкурсам. Сами они, может, и считают, что что-то собой представляют, на самом же деле — ничего особенного. И таким людям указывают на дверь. Они уходят обиженными и порой начинают говорить, что все в этих проектах куплено. По крайней мере, за “Народный артист” я отвечаю полностью — там никаких взяток и ничего подобного существовать не может. Слишком много людей в этом процессе участвует, всех не купишь. Да и сами можете судить — в победители вышли простые ребята, у них небогатые родители.
— В международном конкурсе молодых исполнителей, который проходил в рамках нынешнего “Славянского базара в Витебске”, попытал счастья и Алексей Гоман. Это был ваш совет?  
— Алексей, конечно, советовался со мной, но окончательное решение принимал сам. Хотя это был рискованный шаг — казалось бы, он и так очень популярен, зачем ему это? Но ему захотелось узнать мнение не только народа, но и профессионального жюри. И эта позиция достойна уважения. Алексей доказал, что народ не зря его выбрал — в Витебске он тоже оказался в числе призеров.
— На российских каналах ваших питомцев можно увидеть не так уж и часто. Конкуренты зажимают?
— Конкурируют сегодня все — и телеканалы, и продюсерские центры. Приходится лавировать и выживать в этих условиях. Но наша творческая позиция устойчива. И я уверен, что если песня хорошая, как бы ее ни изолировали, она все равно пробьется к сердцам людей. Так произошло, например, с песнями “Необыкновенная”, “Лунная мелодия”, “Русский парень”, хотя делающие “погоду” радиостанции не особо допускали их в эфир. Поэтому главным для меня является не вся эта закулисная возня, а творческий аспект — написать хорошую песню.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter