Две ноги хорошо, но два колеса — лучше

Почему брестчане не спешат пересаживаться на велосипеды?

Почему брестчане не спешат пересаживаться на велосипеды?

С приходом тепла и выходных на улицах Бреста всегда становится больше велосипедистов. Обычные, горные, городские, шоссейные — какие только модели здесь не засветились. Но, к сожалению, с наступлением холодных дней иллюзия повальной велосипедизации быстро развеивается. И становится понятно: как основное средство передвижения двухколесных друзей готовы использовать далеко не все горожане. Почему? Ответ корреспондент «Р» попытался найти у самих брест-чан и председателя крупнейшего велообъединения.

Бордюрный камень преткновения

С 2011 года во Всемирной паутине можно найти довольно полезную карту, которая называется «Велобрест». За два с лишним года она значительно пополнилась обозначениями велопарковок, велодорожек, пунктов ремонта и проката, специализированных магазинов и даже бесплатных компрессоров. При первом взгляде на схему кажется, что город над Бугом вполне дружелюбен к велосипедистам: здесь обозначено 65 велопарковок, 5 магазинов и 2 точки проката. Можно увидеть и целых 30 километров велодорожек. Казалось бы, все очень даже неплохо, но в этом случае наличие совсем не означает качество. Именно велодорожки остаются тем камнем преткновения, о который в буквальном смысле разбиваются колеса брестских велосипедов, что только подтверждают сами горожане.

Брестчанка Оксана — журналист, всю жизнь прожила в Бресте, а с мая предпочитает передвигаться по городу на велосипеде. Нужно заметить — именно передвигаться, а не кататься. На «маршрут» она выдвигается как минимум три раза в неделю, и с первых же дней, по ее словам, она столкнулась с проблемой, которая набила оскомину всем мест-ным велосипедистам.

— Те, кто ответственен за городское велодвижение, привыкли думать, что люди в основном устраивают велосипедные прогулки. В то время как большая часть хочет просто нормально ездить по городу на велосипеде наравне с троллейбусами, автобусами и все более дорогими маршрутками. Мне кажется, именно такого понимания в Бресте и не хватает, — делится наболевшим Оксана и добавляет: — Конечно, в городе есть именно велодорожки, но они проложены лишь в новых районах. Впрочем, и они — отдельная тема для разговора. Я живу на улице Московской (крупнейшая транспортная магистраль. — Прим. «Р».), и велодвижение здесь, вернее, его отсутствие, волнует меня в первую очередь. Чтобы добраться до центра города, я должна преодолеть почти всю Московскую и примерно половину проспекта Машерова. Велодорожек как таковых здесь просто нет. То, что тротуары предназначены и для движения велосипедистов, никоим образом не обозначено. Пережить отсутствие велодорожек при их наличии еще можно, а вот с высокими бордюрами ничего не поделаешь. Либо ты спешиваешься, чтобы перевезти велосипед, либо разбиваешь свое транспортное средство.

По мнению Оксаны, пандусы из асфальта, которыми в нынешнем году была оборудована вся левая сторона Московской и Машерова, ситуацию не спасают.

— То, что они появились, конечно, хорошо, — говорит девушка, — но, честное слово, заезжая на них, чувствую себя участником игры «Царь горы» — слишком уж высоко и круто. Даже амортизаторы не спасают. Плюс ко всему в большинстве случаев невозможно догадаться, с какой стороны дорожники расположили тот или иной съезд, — при подъезде его просто не видно. А в случае, если на пути оказывается пешеход, ты должен либо подождать, либо по традиции съехать с высокой стороны бордюра.

Справедливости ра-ди стоит отметить, что у новых объектов, которые соседствуют с велодорожками или тротуарами, эта проблема постепенно решается: пандус просто-напросто обустраивают по всей ширине. Впрочем, «везунчиками» можно назвать далеко не все улицы Бреста, в том числе недавно реконструированные.

Велодорожки — странный предмет: они вроде есть и вроде нет

Как рассказал корреспонденту «Р» председатель брестского спортивно-туристического клуба «КолаБОК» Виктор Исаевский, еще в 2011 году активисты его общественной организации создали схему велодвижения Бреста. В этом же году она была утверждена не только на одном из заседаний горисполкома, но и в Совете Министров Республики Беларусь. Таким образом, документ стал официальным и обязательным для исполнения. Согласно схеме, организация велодвижения в городе над Бугом будет проходить в 3 этапа. Первый рассчитан до 2015-го года, и до этого срока велодорожками должны быть оборудованы все новые и вновь реконструированные улицы. До 2019-го, к тысячелетию Бреста, планируется связать все районы с центром города, а к 2030-му по велодорожкам можно будет доехать до пригородных промышленных зон и мест отдыха.

Однако первая заминка случилась задолго до наступления 2015-го года. Как рассказал Виктор Викторович, сегодня реконструкция улицы Янки Купалы находится в завершающей стадии. А вот велодорожки, которые уже должны были появиться (о чем говорит утвержденная схема. — Прим. «Р»), все еще не вырисовываются.

— Я отправил письмо с этим вопросом в горисполком и получил довольно странный ответ: «Устройство велодорожек планируется при завершении строительства объектов». Непонятно только, где же они разместятся и почему бы не сделать все и сразу, — недоумевает председатель велоклуба.

Кстати, с трудом далось Виктору Викторовичу и окончательное обустройство велодорожек по улице Лейтенанта Рябцева. Нерешенным остается вопрос с улицами Автолюбителей и Янки Купалы. По мнению Виктора Исаевского, скорее всего, велодорожки на обеих улицах будут устроены на тротуарах. Об этом косвенно свидетельствует и цвет плитки на дорожках вдоль улицы, названной именем белорусского классика. По правой стороне они сплошь выложены красным материалом.

— Возникает закономерный вопрос, — говорит председатель «КолаБОК», — почему подобную практику не распространить, к примеру, и на остальные улицы? На той же Московской тротуар поделен между велосипедистами и пешеходами только в районе администрации Московского района и парка Воинов-интернационалистов. Про остальные и сказать нечего. В том же Вильнюсе, где улицы куда уже брестских, тротуары делят между велосипедистами и пешеходами, и они друг другу совсем не мешают. На крупных магистралях при помощи дорожной разметки прямо на проезжей части выделяется целая полоса для велодвижения. Та же картина и в Белостоке, где выходить на велодорожку иногда даже опасно, — настолько активно горожане передвигаются на велосипедах.

Шаг вперед, два назад

Пока же, по словам Виктора Исаевского, наибольшую активность в организации велодвижения в Бресте демонстрирует областное управление ГАИ.

— Под руководством Госавтоинспекции появились пандусы на Московской, в районе Гребного канала и проспекта Республики. Правда, странно, что необходимость в их устройстве вообще возникла. Ведь по строительным стандартам бордюров на велодорожках, на пересечениях с второстепенными дорогами и на выездах с прилегающих территорий просто не должно быть. А при их наличии допустимая высота не может превышать 1,5—4 сантиметров, — рассказывает Виктор Викторович. — Здесь, конечно, вопрос к тем, кто принимает реконструированные улицы.

О помощи же ГАИ председатель «КолаБОК» отзывается более чем тепло. По его словам, доходит даже до того, что члены клуба собирают информацию по каждой проблемной точке и передают ее в управление. А через несколько дней, как правило, там появляется съезд.

— Что касается велодорожек, то здесь все не так гладко. Но, как говорится, стучите — и вам откроют. Наша практика показывает: чем чаще напоминаешь о себе, тем быстрее и проще решаются важные для нас проблемы.

Большое содействие оказывает нам управление физкультуры, спорта и туризма Брест-ского горисполкома, — продолжает рассказ Виктор Исаевский. — Облисполком всегда помогает при организации и проведении велопробегов и других мероприятий. Так, при поддержке местной власти мы смогли принять иностранных участников на белорусской земле во время недавнего пробега «Дорога в будущее с памятью о прошлом» по маршруту Пинск—Краков. Нам выделили машину ГАИ, автомобиль сопровождения, помогли с ночлегами.

«КолаБОК» в свою очередь также прила-гает значительные усилия, чтобы помочь развитию велодвижения в Бресте. По словам Виктора Викторовича, у членов объединения накопилась масса проектов. Это и велодорожка от вокзала до крепости через городской парк, и велодорожка вдоль реки Мухавец из Брестской крепости в Красный двор, и обустройство велодорожки от Бреста до Беловежской пущи, и городские указатели для велосипедистов.

Но время идет, а изменений все нет. Да и некоторым идеям, судя по всему, не суждено воплотиться в жизнь. На днях велосообщество города над Бугом было шокировано новостью, что по всей территории Брестской крепости передвигаться на велосипедах… запрещено! Дорожные знаки, извещающие о нововведении, установлены на всех подъездах к цитадели, и теперь по главной достопримечательности города на велосипеде точно не проедешься.

Что будет дальше и станет ли схема велодвижения в Бресте реальностью, зависит и от усилий активистов, и от воли ответственных лиц. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter