Две Кореи – две ракеты

Обстановка на Корейском полуострове вновь резко обострилась.

Обстановка на Корейском полуострове вновь резко обострилась. 12 декабря 2012 года КНДР произвела первый в своей истории успешный запуск спутника «Кванменсон-3» с помощью ракеты-носителя «Ынха-3». В ответ на это Совбез ООН 22 января 2013 года единогласно ужесточил санкции против этой страны.

Такая ситуация (ужесточение санкций в ответ на ракетные пуски или ядерные испытания в КНДР) происходит далеко не впервые. Реакция северокорейского руководства неизменно бывает крайне жесткой. На этот раз Пхеньян превзошел себя, заявив, что окончательно прекращает переговоры о денуклеаризации Корейского полуострова (по крайней мере, пока не будет осуществлена денуклеаризация всего мира) и вступает в «тотальное противостояние» с США и их союзниками. Члены Совбеза ООН (включая, очевидно, Россию и Китай) названы «трусами» и «чучелами», голосующими под диктовку США, Республика Корея – «подонками» и «ордой предателей». Пхеньян денонсировал декларацию 1992 года о безъядерном статусе Корейского полуострова и пригрозил войной южанам, если они присоединятся к санкциям. В стране введено военное положение в связи с проведением в ближайшее время третьих ядерных испытаний (предыдущие были в 2006 и 2009 гг.). 

Надо признать, что поведение «мирового сообщества» (в данном случае это пять постоянных членов Совбеза, а также Республика Корея и Япония) в отношении Пхеньяна крайне нерационально. КНДР нельзя напугать военным вторжением: она обладает миллионной армией, военнослужащие которой имеют очень высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки. У ВС КНДР довольно старое вооружение, но его так много, что этот избыток количества полностью компенсирует недостаток качества. К тому же почти все это оружие КНДР способна производить сама. Да, Республика Корея и США теоретически могут захватить КНДР, но для них это была бы поистине пиррова победа, настолько большими оказались бы потери. А наличие ядерного оружия делает страну практически неуязвимой от внешней агрессии. Тем более бесполезно пугать Пхеньян изоляцией и санкциями, поскольку он давно добровольно загнал себя в почти полную самоизоляцию от внешнего мира. К тому же КНДР сохраняет определенные политические и экономические отношения с Китаем, Россией и рядом стран СНГ, Ираном, Пакистаном, некоторыми странами Африки, что позволяет удовлетворять минимальные потребности в необходимых товарах. 

Таким образом, силовое давление на Пхеньян бессмысленно, тем более что давно ясно – никто не готов воевать против КНДР. Еще бессмысленнее давить санкциями, которые неизменно дают один и тот же результат – дальнейшее ужесточение позиции Пхеньяна. При этом Пхеньян справедливо указывает на двойные стандарты в позиции «мирового сообщества», которые практически сразу подтвердились на практике.

30 января 2013 года Республика Корея повторила успех северян, запустив свой первый спутник с помощью ракеты KSLV (первая ступень этой ракеты изготовлена в России). Почему-то никто не подумал вводить против Сеула санкции или хотя бы просто осудить его. Что и правильно, каждая страна имеет право на космические запуски. Но именно каждая. Если имеет право Корея Южная, то почему не имеет права Северная? Да, технологии производства ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет тесно связаны (хотя и не идентичны). Но двойных стандартов быть не должно.

Это же относится к ядерному оружию. Сохранить в тайне технологию 68-летней давности невозможно. И очень многим не нравится, что существует пять «избранных» стран (они же постоянные члены Совбеза ООН), которым можно иметь ядерное оружие, а остальным – нет. Более того, Израиль, Индия и Пакистан доказали, что можно явочным порядком создать ядерное оружие – и ничего за это не будет, наоборот, резко повышается статус страны, не говоря уже о военной мощи. Почему КНДР хуже Пакистана?

Описывать в очередной раз специфику северокорейского режима смысла нет, она хорошо известна и очень неприятна. Но если никто не готов уничтожить этот режим военным путем, а санкции неизменно вызывают обратный эффект, то не лучше ли начать с ним диалог? Это отнюдь не бесполезно, когда в конце 90-х – начале 2000-х Сеул проводил в отношении Пхеньяна «политику солнечного тепла», северокорейская позиция заметно смягчилась. Затем Сеул ужесточил политику, Пхеньян ответил тем же. Сейчас в обеих Кореях к власти пришли новые руководители. Причем в Республике Корея теперь тоже возникла «президентская династия», главой страны 25 февраля официально станет выигравшая декабрьские выборы Пак Кын Хе, дочь бывшего президента Пак Чон Хи. Возможно, ей будет проще найти общий язык с Ким Чен Ыном. Межкорейскому урегулированию мог бы поспособствовать пацифизм нынешнего президента США. Наконец, Россия, как никакая другая великая держава, заинтересована в мирном объединении Кореи, которая могла бы стать ее важнейшим союзником в Азии. Москва, имеющая нормальные отношения как с Сеулом, так и с Пхеньяном, могла бы стать идеальным посредником между ними.

Но пока, увы, действует инерция взаимных угроз и обвинений, от которых никому лучше не становится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter