Две большие розницы

Крупные розничные сети могут вытеснить другие форматы торговли

В Беларуси крупные розничные сети могут вытеснить другие форматы торговли

В рисках, связанных с работой белорусских предприятий в рамках ЕЭП, в последнее время говорилось немало. Однако большинство из них эксперты связывают с деятельностью на внешних рынках — российском и казахстанском. Между тем не стоит забывать: битва интересов развернется и на домашнем поле. Специалисты предупреждают: отечественной продукции будет нелегко выдерживать конкуренцию с тем потоком товаров, произведенных в странах Таможенного союза, который вскоре хлынет в Беларусь. В условиях бурного развития в Беларуси розничных сетей отечественные поставщики могут с треском проиграть битву за внимание потребителя.

Слишком много гипермаркетов...

Как рассказывает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов, белорусская розница на фоне наших партнеров по Таможенному союзу выглядит далеко не так уверенно. Причина ее «болезней» традиционна — малопрозрачная деловая среда и отсутствие процессов, способствующих демонополизации. «Кроме того, перед отечественной торговлей остро стоит кадровая проблема, а также заметно тормозит ее развитие повсеместное использование архаичных технологий учета товаров и отсутствие вменяемой логистики. Переходить же на новые «рельсы» большинство предприятий по разным причинам не спешит. В итоге не стоит удивляться тому, что в белорусской торговле сохраняется невысокий уровень рентабельности. По продовольственным товарам он составляет около 2 %, по непродовольственным — около 3 %. Для расширенного воспроизводства этого явно недостаточно. Сложно говорить о том, как эти цифры выглядят у наших соседей, но могу отметить, что лидеры российского ритейла, например, имеют рентабельность продаж не менее 5—6 %. Так что в случае прихода на белорусский рынок российских игроков очень высок риск обострения конкуренции, которую белорусский бизнес может просто не пережить», — объясняет Виктор Маргелов.

В таких условиях появление в Беларуси новых, современных, прогрессивных торговых форматов можно считать спасательным кругом. В Беларуси уже работает множество гипермаркетов и даже сформировано несколько десятков торговых сетей. Некоторые из них вполне возможно назвать крупными — в них входит по 30—50 магазинов. Как поясняет заместитель министра торговли Ирина Наркевич, рост крупных торговых сетей, объединение оптового и розничного звеньев торговли и сдвиг баланса рыночной силы от производителей в сторону продавцов можно назвать процессами объективными. Но при этом, как ни странно это звучит, укрупнение белорусской розницы формирует ряд угроз. «В частности, вместе с ростом сетей на рынке начинают присутствовать определенные ограничения конкуренции, что в итоге может вылиться в такие проблемы, как затруднение доступа на рынок для поставщиков», — объясняет Ирина Наркевич. Понятно, что розничные сети стараются придерживаться политики расширения ассортимента, но при этом очень велика вероятность, что отдельные производители будут просто-напросто лишены возможности поставлять туда свои товары. Кто-то не сможет конкурировать по цене, кто-то не сможет доказать продавцу свою оригинальность или достаточную маркетинговую активность, гарантирующую хорошие продажи товара. Собственно, предпосылки этих тенденций можно наблюдать уже сегодня — как утверждают отдельные производители, попасть на полку в некоторых сетевых магазинах очень непросто.

Понятно, что в таких условиях за взаимоотношениями продавцов и производителей глаз да глаз нужен. В Минторге неоднократно отмечали: те самые дискриминационные условия между сетями и поставщиками чаще всего и формируются именно в момент подготовки договоров. Речь идет о различных программах — выплаты, дисконты, сборы. «Практическое применение различных выплат является результатом использования торговыми сетями имеющейся у них рыночной власти», — отмечают в ведомстве. Хотя справедливости ради стоит признать, что в некоторых случаях такие выплаты предлагаются поставщиком самостоятельно. Он таким образом покупает возможные преимущества для своего товара. Белорусские компании прибегают к этим рычагам, может быть, и нечасто, но вот российские и казахстанские, привыкшие работать в условиях жесткой конкуренции, вполне способны сделать такую практику постоянной.

Кто кого?

Как напоминают в Республиканской конфедерации предпринимательства, планы по развитию розницы в Беларуси ныне носят весьма амбициозный характер. Только в столице в ближайшие 2—3 года начнут работу 60 новых торговых центров, гипер- и супермаркетов. «С одной стороны, это хорошо — рост количества торговых площадей всегда благо для покупателя. Он означает и расширение ассортимента, и снижение цен, но для мелкого бизнеса это чревато серьезными опасностями, — предупреждает Виктор Маргелов. — Как правило, крупные сети начинают выдавливать с рынка розничной торговли некрупные магазины, и в итоге малый и средний бизнес вынужден закрывать свои точки».

Доля крупных торговых сетей в общем объеме отечественной розничной торговли пока мала, однако ежегодно она растет в среднем на 2—5 %. Специалисты говорят, что оценить в конкретных числительных степень влияния розничных сетей на рынок ритейла сложно — соответствующих исследований никто не проводил, тем не менее некоторые цифры все-таки есть. К примеру, сеть «Рублевский», имеющая 44 магазина, может похвастаться долей около 0,4 % в общем товарообороте страны. Сеть «Евроторг», владеющая 57 магазинами, из которых в Минске базируются 15, — 4,7 %. Причем, как подчеркивают специалисты, в некоторых населенных пунктах, где присутствует этот оператор, ему удалось отхватить куда более солидную долю — до 28 % местного розничного рынка. Примерно так же выглядят и позиции сети гипермаркетов «ProStore». В тех городах, где она развита, ей принадлежит доля 2,7—4,1 %. Вообще, влияние сетевых магазинов особенно заметно в регионах — в отдельных городах, куда пришли торговые гиганты, им удалось заметно перетянуть одеяло на себя, потеснив традиционные магазины и мини-рынки. «В связи с экономической эффективностью укрупненного торгового бизнеса торговые сети обладают большей возможностью ценового давления на поставщиков. Все больше завоевывая рынок розничной торговли за счет активных процессов экономической концентрации, новых логистических и инфраструктурных решений, а также агрессивной маркетинговой и рекламной политики, торговые сети начинают занимать значительную долю на этом рынке», — объясняет Ирина Наркевич.

В связи с совершенствованием технологий систем хранения и поставок глобализация сетевой торговли происходит повсеместно. Причем тенденции, сопутствующие этому процессу, практически идентичны не только для развивающихся рынков стран СНГ, но и даже для уже, казалось бы, давно находящихся в зрелом возрасте рынков стран ЕС. С одной стороны, опережающее развитие и охват все большей доли рынка крупными сетями приводят к позитивным результатам, таким как повышение качества и совершенствование форм обслуживания покупателей, поддержание умеренных цен, установление стандартов качества товаров и организации поставок, увеличение инвестиций в товаропроводящую инфраструктуру, но, с другой стороны, есть и негативные моменты. Среди таковых — «вымывание» малого и среднего торгового бизнеса и используемых им форм торговли, сокращение разнообразия ассортимента и форм удовлетворения потребностей населения, создание невыгодных условий и ущемление интересов поставщиков товаров. Требования, предъявляемые торговыми сетями поставщикам, оказывают прямое и значительное влияние на формирование розничных цен. Они начинают формироваться не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибьюции, но и в значительной степени включают затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей.

Параллельно с развитием розницы возникают определенные ограничения конкуренции. Это может выражаться, к примеру, в затруднении доступа на рынок для сельхозпроизводителей и поставщиков продовольственных товаров, росте розничных цен при одновременном снижении качества продаваемых товаров. И точно так же практически везде «традиционные» местные поставщики сталкиваются с конкуренцией аналогичных товаров, приехавших из соседних стран. Это обостряет дефицит полочного пространства, позволяя торговым сетям затруднять доступ поставщиков к инфраструктуре торговли.

Как недавно подсчитали в компании «Nielsen», в странах ЕС более 80 % своих покупок среднестатистический потребитель осуществляет в торговых сетях. К таковым, правда, относят предприятия торговли, объединяющие два и более торговых объекта. Вместе с тем на Западе регуляторы давно уже задумались о том, как развести по разным углам ринга сетевую и «традиционную» торговлю. В какой-то момент розничные гиганты стали явно вытеснять с рынка мелкие торговые предприятия. Ответные меры не заставляют себя долго ждать. Одним из наиболее действенных ограничений, не позволяющих гипермаркетам полностью подмять под себя розничный рынок, стало неукоснительное соблюдение обязательного требования: в ассортиментном перечне доля продуктов питания не должна превышать 15 %.

Не исключено, что однажды подобные требования придется вводить и в белорусской розничной торговле. Пока же специалисты констатируют, что баланс рыночной силы в торговле продовольственными товарами в Содружестве сдвигается от производителей в сторону розничных продавцов. Производители попадают во все большую зависимость от оптового и розничного звеньев торговли. В случае отказа поставщика от заключения договора у него возрастает риск значительного снижения оборота товаров, что в конечном счете может привести к его устранению с рынка.

О недопустимости монополизации внутреннего потребительского рынка крупными торговыми сетями или ценового сговора между ними недавно говорил и глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию. «Наряду с гипер- и супермаркетами должны развиваться небольшие частные, государственные объекты шаговой доступности, — отметил Александр Лукашенко. — Более того, в отношении крупных торговых сетей надо принять и социальные обременения. Программы дисконтных карт для пенсионеров, многодетных семей, инвалидов должны стать обязательным условием их присутствия на нашем внутреннем рынке». При этом решение этих вопросов он поручил взять под личный контроль губернаторам и в особенности председателю Минского горисполкома.

------------------------------------------

Кстати

В Беларуси разработана Концепция реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011—2015 годы. Как ожидают в Минторге, реализация положений этого документа позволит увеличить через три года розничный товарооборот в 1,7—1,8 раза, а оборот общественного питания — почти в 1,6 раза. При этом рост товарооборота будет обеспечиваться за счет увеличения производительности труда работников, которая должна вырасти на 70 %. Согласно планам к концу пятилетки рост показателя обеспеченности торговыми площадями должен увеличиться до 600 кв. метров на 1 тыс. жителей. Как полагают в Минторге, в торговле и общественном питании будет дополнительно создано более 38 тыс. новых рабочих мест.

К 2015 году количество магазинов в стране вырастет до 39,2 тыс., а их торговая площадь — до 4427 тыс. кв. метров. Параллельно с этим будет сокращаться количество рынков, считающихся архаичной формой торговли. Их станет меньше на 30 единиц, а число торговых центров вырастет на 32 (на 29,6 тыс. кв. метров), количество торговых объектов в торговых центрах — на 1179 единиц.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter