Двадцать дорог пятого автопарка

Светлогорский автопарк № 5 специализируется не только на автоперевозкахРДАУП “Автобусный парк № 5” своего рода белорусский уникум. Здесь занимаются не только пассажирскими и грузовыми перевозками, но и пошивом, выпечкой мучных изделий, выращиванием лука, огурцов, помидоров, цветов... Всего около двадцати видов деятельности.
Дословно

Директор РДАУП “Автобусный парк № 5” Виктор ЯНЧЕНКО:
— Сейчас люди стали увлекаться работой чисто за деньги, а раньше трудились и за идею. За деньги, наверное, правильно работать, но и свою страну надо все-таки любить, и свое предприятие — тоже.

Безвыходных ситуаций не бывает
Основу деятельности автобусного парка № 5 составляют пассажирские перевозки. А они приносят убытки. На это есть как субъективные, так и  объективные причины. В свое время автомобильное предприятие построили в промышленной черте города. А жилые кварталы в Светлогорске расположены минимум за 12 километров. И чтобы привезти людей на работу, утром 40 автобусов из парка идут пустыми. Та же ситуация и вечером, когда все машины едут из города в парк порожняком. Вторая причина убытков — тарифы, которые не окупают транспортные расходы и которые предприятие не имеет права поднять. Убытки же компенсируются частично. Автопарк на пассажирские перевозки получает дотаций всего 20 процентов от необходимого.
А ведь надо платить людям зарплаты, не допускать сокращений, покупать новую технику. Предприятие приобретает новые автобусы за собственные средства (в лизинг и кредит) и с помощью Гомельского облисполкома (из транспортного сбора), который выделяет деньги на эти цели. Соотношение примерно 50 на 50. Но на деньги транспортного сбора приобретается техника только Минского автозавода — автобусы большой вместимости “МАЗ”-103, -104, -105.
В пригороде окупаемость значительно ниже, чем в городе. Ехать в деревню на большом автобусе с расходом топлива 40 литров невыгодно. Поэтому, чтобы уменьшить расходы, предприятие за собственные средства приобретает транспорт малой вместимости — “Газели”, “Радзимичи”. А на это нужны деньги.
Надо учитывать и то, что пассажирскими перевозками весь коллектив (а это более 400 человек) не займешь. Пришлось решать: или людей сокращать, или заняться зарабатыванием денег. Так в автопарке № 5 начали заниматься другими видами деятельности. Да так, что их работу ставят в пример другим.
Дальнобойный прицел
Специфика Светлогорска в том, что в этом промышленном городе, за исключением молочного и хлебозавода, нет предприятий, производящих продукты питания. Поэтому практически все привозное. В советские времена централизованным снабжением города занималась автобаза, где в лучшие времена работали сотни человек и были сотни единиц техники. Но когда централизация ушла в прошлое, а пришел рынок, это автопредприятие постепенно зачахло. Там осталось всего 30 машин и 50 человек. Чтобы спасти ситуацию, его присоединили к автобусному парку № 5.
В автопарке подошли к этой ситуации с рыночных позиций. В городе расположено два крупнейших в Европе завода, продукция которых пользуется спросом. Это — ОАО “Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат” и РУП “СПО “Химволокно”. Но у них мало транспорта для вывоза пользующейся повышенным спросом продукции. Раньше ее вывозили не белорусские грузоперевозчики, и деньги уходили из страны. Пятый автопарк предложил промышленным гигантам свои услуги по вывозу их продукции. В результате только в прошлом году государству было “привезено” примерно 400 тысяч долларов. От автобазы АП № 5 достались только пять самосвалов и четыре бортовые машины. На сегодняшний день предприятие располагает уже 20 автопоездами. Одна фура в среднем стоит 150—160 миллионов рублей. Естественно, предприятие берет для покупок кредит. И успешно работая, вовремя расплачивается с кредитами. Автопарк занимается грузоперевозками в Россию, на Украину. Кроме продукции светлогорских промышленных гигантов, автопоездами предприятия возят белорусские трактора, холодильники, шины... На очереди транспортное покорение Европы. Автобусный парк уже вступил в БАМАП (Белорусскую ассоциацию международных автоперевозчиков), что дает право заниматься грузоперевозками в Европу.
Мастера на все руки
В пятом автопарке работает швейный цех. В нем заняты семь человек: технолог и шесть швей. Они шьют чехлы, сумки, постельное белье, костюмы, фуфайки, форму, шапки, спортивные костюмы... У предприятия есть свои сервисные станции диагностики и по ремонту легковых автомобилей. Работают столовая, буфет, магазин. В теплице автопарка выращивают лук, помидоры, огурцы, цветы. Предприятие осуществляет мойку частного и государственного транспорта, его санобработку. И даже печет пироги и коржики. Всего — около 20 видов деятельности...
Пассажирский поток
Но стратегическим направлением деятельности были и остаются пассажирские перевозки. И тут стараются не только не отстать от требований времени, но и во всем угодить пассажирам. Уже больше 10 лет на остановках в расписании движения указан не интервал движения автобусов, а конкретное время их прибытия. Человек знает, во сколько ему надо быть на остановке. Расписания составлены с учетом работы предприятий, поликлиник, больниц, государственных учреждений, железнодорожного вокзала, автостанции.
Вплотную тут занимаются и обновлением автобусного состава. В ближайшие год-два в городе не останется ни одного старого “Икаруса”. “ЛиАЗов” же уже нет, только один стоит на постаменте перед входом на предприятие как памятник. Все новые автобусы — проверенная белорусскими дорогами продукция Минского автомобильного завода.
В районе практически все дороги с твердым покрытием. Предприятие больше чем на 30 процентов перевыполняет социальный норматив обслуживания пассажиров на селе. Все деревни, а это 101 населенный пункт, завязаны в транспортную сеть. Люди, согласно расписанию, спокойно могут приехать и уехать, посетить больницу или рынок.
Предприятие осуществляет и междугородные перевозки: в Минск, Бобруйск, Гомель, Могилев, Жлобин. Светлогорск напрямую не связан с Москвой, поезд идет только из Жлобина. Поэтому автопарк занимается и международными пассажирскими перевозками — в Москву.
Социальный вектор
У парка есть свое общежитие. Коллектив тут сплоченный, люди вместе ездят на турслеты. Впрочем, набраться здоровья они могут и на территории автопарка, где функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс. Там имеются бильярд, тренажерный зал, баня. Выходные и отпуск можно провести в санатории автопарка.
Предприятие на хорошем счету и в районе, и в области, и в министерстве. В конце прошлого года на его базе прошли семинары, на которые были приглашены директора предприятий, руководство области и района.
Гордятся здесь и своими работниками. Водитель Александр Сачук из года в год завоевывает на областных конкурсах профмастерства, как правило, первые места. А кассир автостанции Татьяна Шевеленко два года подряд на областном конкурсе “Мисс Очарование” завоевывает титул вице-мисс и зрительские симпатии.
Испытание на прочность
Ночью на 27 апреля 1986 года у главного инженера автопарка Виктора Янченко раздался звонок из Гомеля: с 75 автобусами в 7 утра быть в Хойниках. За несколько часов были собраны все водители, заправлены автобусы. И  в 7 утра 75 автобусов стояли в 150 километрах от  Светлогорска, под Хойниками. Так было проверено, чего же стоили работающие в автопарке люди. А стоили они многого. Там никто о них сильно не заботился, не кормил, но никто из водителей не ныл, все честно выполняли свою работу. Это сыграло роль в судьбе и Виктора Янченко. Коллектив выбрал его своим директором. И все эти годы руководства он не только строго спрашивает за работу, уверенно ведет коллектив по рыночной стихии, но и учится у своих подчиненных и  работе, и достоинству.

  Как все начиналось

Автобусный парк № 5 города Светлогорска (Республика Беларусь) создан приказом № 11 Министерства автомобильного транспорта БССР от 2 января 1986 года в связи с реорганизацией автокомбината № 3 путем выделения из его состава пассажирской автоколонны.

Автобус-памятник

В 2004 году в автобусном парке № 5 города Светлогорска были списаны последние десять автобусов “ЛиАЗ-677”, один из которых был установлен на постаменте перед входом на предприятие. Теперь возле автобуса-памятника фотографируются юные горожане, когда приходят на экскурсии в автопарк. Последним водителем этого автобуса был Андрей Самсонович Полозок (ныне пенсионер).

  Полезный адрес РДАУП “Автобусный парк № 5”
Беларусь, 247400, Гомельская область,
Светлогорск, ул.Заводская, 2.
Тел. (02342) 303-33, факс (02342) 267-83.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter