Знаменитый механизатор Антон Клява лично воспользовался привилегиями Героя лишь дважды

Два велосипеда за год и один трактор за четверть века

О том, что он, простой крестьянин, может получить государственную награду, Антон КЛЯВА даже не мечтал. Всегда думал: награждают только за боевые действия, а тут — за труд?! И не просто награда, а звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Такое даже во сне не могло присниться.


С детства Антон был приучен к труду. Так получилось, что отец ушел из семьи, и матери одной пришлось поднимать шестерых детей. Хозяйство было большое, поэтому в шесть лет он уже вынужден был пасти коров, а в одиннадцать — пахать и сеять, заготавливать на зиму корм скоту, выполнять другие привычные на селе работы. С юных лет он хотел работать на тракторе. Свою мечту осуществил сразу после демобилизации из армии.

Кстати, срочную службу проходил в Прибалтике — охранял воздушные рубежи страны. Дослужился до старшего телефониста, вернулся домой с отличной комсомольской характеристикой и почетной грамотой. Командир уговаривал остаться на сверхсрочную. Отказался: тянуло домой, хотелось трудиться на земле. Это для него было намного привычнее и интереснее.

Пришел на Гродненскую машинно-тракторную станцию за направлением для поступления в училище. Директор его принял с радостью: «Нам молодые кадры очень нужны». В 1957 году Антон окончил Мурованское училище механизации сельского хозяйства по специальности тракторист-машинист с квалификацией слесаря третьего разряда. В МТС ему доверили первый в стране дизельный мощный гусеничный трактор универсального назначения ДТ-54. За дело взялся с присущим ему старанием. Проработав год, занял второе место в МТС по выработке на трактор и первое по эксплуатации техники. Руководство было довольно парнем, направили его на учебу бригадиров тракторных бригад. Но МТС вскоре упразднили, а всю их технику передали колхозам. Антон Клява вместе со своим трактором перешел в колхоз «Россия» Гродненского района (теперь учебно-опытный СПК «Путришки»).

С его приходом здесь создали сначала одну тракторную бригаду, а затем и вторую. Антону Францевичу предложили стать бригадиром. Несколько позже, когда были образованы звенья, — звеньевым. Работал с усердием, благодаря чему добился самых высоких в районе урожаев пшеницы и сахарной свеклы.

Суток не хватало. Механизаторы трудились в две смены. Надо было дать задание и дневной, и ночной. Ложился в полночь, а уже в три-четыре часа — подъем. Надо было объехать, посмотреть, что сделано, а в шесть быть на планерке у председателя. Никогда не ставил будильник, просыпался без него. Дети иногда спрашивали: «А папка дома ночевал?» Техника, естественно, ломалась. Для ремонта нужны были запчасти. Возил их на велосипеде за много километров. За год, бывало, два велосипеда съездишь. Покупал их, кстати, за свои. В колхозе на это денег не выделяли. Зарплата была невысокая. Но, несмотря на это, желания работать хоть отбавляй, — рассказывает Антон Клява.

С каждым годом платили все больше, по мере того как росло благосостояние хозяйства. Постепенно улучшались и условия труда. Поначалу ремонтировали тракторы в большом сарае. Чтобы согреться, внутри разводили костер. Позже построили специальный навес, где можно было спрятаться от дождя и ветра. А спустя некоторое время поставили хорошие ремонтные мастерские с отоплением и душем.

— В тот день убирали зерновые,  был в поле. Вижу: приехал председатель, а вместе с ним журналисты. Дали мне газету. Смотрю, на первой странице опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении мне звания Героя Социалистического Труда. Меня забрали и прямо с поля повезли в районный Дом культуры. Там заместитель председателя райисполкома вручил награду. После поздравлений —  обратно в поле: праздновать некогда, надо работать. Примерно через неделю приехало ко мне домой руководство колхоза. Тогда и отметили.

Получив звание Героя, Антон Францевич мог бывать в санаториях бесплатно, но за всю жизнь сделал это дважды. И то один раз из-за того, что пришлось везти дочь на обследование. Когда его уговаривали поехать поправить здоровье, неизменно отвечал: «А на кого работу оставлю!» Отпуск брал только зимой, когда забот на селе значительно меньше. Однако и в зимнее время необходимо было технику готовить к весне. За запчастями колесил по всей области.

Однажды руководитель учхоза Анатолий Грудинко вызывает к себе. Выручай, дескать, Антон Францевич, больше послать некого. Надо цемент забрать, год заканчивается — пропадет. А со стройматериалами в то время было сложно. Поехали тогда вместе с молодым агрономом в Украину. Пробыли там целую неделю — никак не можем попасть на прием к директору завода. В первую очередь тогда шла отгрузка Министерству обороны и на экспорт. Цемент есть, а вот специальных вагонов для перевозки нет. Начал действовать более решительно. Надел Звезду Героя и, как только из кабинета директора вышел какой-то генерал, зашел. Директор оказался доброй души человек. Узнав откуда, поприветствовал: «Здравствуйте, братцы-белорусы!» Поговорили с ним о жизни. Смотрю: вырывает листок и пишет: «Отгрузить обязательно». Спрашиваю: «И куда мне с этой бумагой?» — «Зайдите в отдел сбыта». Там недоумевали: как же вы к нему попали? 29 декабря мы вернулись домой, а 1 января прибыли вагоны с цементом — 120 тонн. В первый день нового года пришлось разгружать. В следующий раз нас уже помнили, поэтому отпустили цемент сразу же, без всяких проволочек, — вспоминает собеседник.

И к Петру Машерову пришлось ехать с просьбой. Дело в том, что в Путришках детей было много, а школа маленькая, ютилась она в частном доме. Вместе с делегацией односельчан поехал в Минск и Антон Францевич. Попали в кабинет к Петру Мироновичу без проблем. Он внимательно выслушал и направил к председателю Совета Министров БССР Тихону Киселеву. Тот включил громкую связь и спрашивает кого-то из министров:

— В Путришках Гродненского района школа запланирована на этот год?

— Да.

— Так почему же не строите? Чтобы до 1 сентября школа была!

Не успела делегация вернуться домой, как на месте будущего учебного заведения уже работал трактор. Правда, к началу учебного года не успели сдать школу, а вот к Новому году получился прекрасный подарок для учителей, учеников и их родителей.

У меня характер такой: лучше сделать меньше, но лучше. Качество работ, как и дисциплина, у меня всегда было на высоте. Если готовишь поле к севу, каждый кусочек его должен быть вспахан и заборонован. Чтобы мог посмотреть, как на картинку, и полюбоваться своей работой, — поясняет знаменитый тракторист.

Почти 55 лет трудового стажа в сельском хозяйстве у Антона Клявы. Работал в сельхозкооперативе до 77 лет. На своем последнем тракторе МТЗ-100 проработал 24 года. Все удивлялись: технике почти четверть века, а выглядит как новенькая. Во время техосмотра инспекторы проходили мимо трактора Антона Францевича. А что, мол, там смотреть — у него всегда все идеально.

С женой Ириной Иосифовной вместе уже 56 лет. Она когда-то работала полеводом в колхозе. Познакомились, поженились. Вырастили двоих сыновей и дочь. На жену выпала основная нагрузка по дому. Пока муж от темна до темна пропадал по работе, она растила детей, вела хозяйство.

Недавно Антон Францевич отпраздновал 85-летие. Но и в свои уже немолодые годы не сидит сложа руки. В доме и возле него идеальный порядок. Огород в 15 соток хозяин наловчился вспахивать с помощью электрического плуга. Если надо, орудует лопатой. Без работы, говорит, ему скучно. Пока позволяет здоровье, готов трудиться. Равнодушен к спиртным напиткам, не курит. Выписывает газеты. С особым интересом читает материалы о сельском хозяйстве. Это и понятно: человек посвятил ему всю свою сознательную жизнь и без информации о жизни села себя не представляет.

gil@sb.by 

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter