Два века на чужбине

Лорд Элгин: Спаситель античных шедевров или их похититель?

Премьер-министр Греции Антонис Самарас, встречаясь с министрами экономики и финансов стран Евросоюза, вновь поднял вопрос о возвращении в Афины мраморных скульптур, вывезенных в начале XIX века лордом Элгином из Акрополя и хранящихся сейчас в Британском музее. Этот новый эпизод длящегося уже два столетия спора вновь заставляет вспомнить историю лорда Элгина, которого одни считают спасителем античных шедевров, а другие — их похитителем.

Потомок знатного шотландского рода Томас Брюс родился в 1766 году и был вторым сыном Чарльза Брюса, пятого графа Элгина. Когда мальчику было всего пять лет, его отец, а вскоре и старший брат умерли, и он унаследовал титул, став седьмым графом Элгином. В 1790 году он стал пэром Шотландии. Поступил на военную службу, затем стал дипломатом.

В сентябре 1799 года Элгин отправляется в Стамбул. Во время путешествия к месту службы он посетил Палермо, где встретился с послом Великобритании в Неаполитанском королевстве. Это был сэр Уильям Гамильтон, вошедший в историю не только как муж Эммы Гамильтон, но и как превосходный знаток античности, собравший богатую коллекцию греческих ваз, один из первых английских вулканологов, член-корреспондент Лондонского королевского общества.

Гамильтон дал немало советов Элгину по поводу собирания античного искусства, в частности, рекомендовал нанять в Италии художника, который зарисовывал бы все достойное внимания. Элгин последовал этому совету и нанял группу помощников. Также он пригласил нескольких опытных копиистов.

Лорд Элгин отправился в Стамбул, ко двору султана, а вся его команда — в Афины. Тогда это был маленький городок, где жило не более десяти тысяч человек. В XVIII веке здесь понемногу началась торговля античными древностями. Предприимчивые люди сбывали приезжавшим в город европейцам скульптуры, фрагменты рельефов и фризов, колонны.

В начале августа 1798 года состоялась знаменитая битва при Абукире. Адмирал Нельсон разгромил близ устья Нила французский флот. Британия стала союзницей Османской империи в войне с экспедиционным корпусом Наполеона. Военные действия в Египте и Сирии длились еще до 1801 года, но поражение отрезанных от Франции войск было делом времени. Египет вновь доставался туркам, и на некоторое время отношения между Лондоном и Стамбулом стали прекрасными. В результате, как полномочный представитель союзной державы, Элгин пользовался благосклонностью султана. Он, как и адмирал Нельсон, получил орден Полумесяца, специально учрежденный султаном Селимом III для награждения иноверцев. Элгину удалось добыть фирман — указ султана, который развязал ему и его подчиненным руки в Афинах.

Фирман, подписанный самим Селимом III, разрешал людям Элгина свободно посещать Акрополь, сооружать леса и лестницы вокруг «древнего храма идолов» (то есть Парфенона), рисовать, измерять, проводить раскопки, делать слепки, а также собирать скульптуры и плиты с надписями при условии, что это не нанесет ущерба постройкам крепости. Прямого разрешения снимать скульптуры со стен строений в фирмане не было, но возможность такого толкования допускалась, чем и воспользовались европейцы.

Воплощать в жизнь планы Элгина стал Филипп Хант, посланный им из Стамбула в Афины. Именно он стал инициатором снятия скульптур с Парфенона и Эрехтейона. Нанятые им рабочие действовали по-варварски. Барельефы, метопы выпиливались из зданий, при этом часть фрагментов разбивалась из-за неосторожности. Нечего и говорить, что рамки, начертанные в султанском фирмане, Филипп Хант неоднократно преступил. Прибывший в Афины в 1802 году Элгин одобрил действия Ханта и увеличил выделяемые на собирание древностей средства. Тогда же его подчиненные начали действия и на Пелопоннесе, в частности в Микенах, где проводили раскопки и добывали древние памятники. Но все-таки основу коллекции составили памятники афинского Акрополя. «Мраморы Элгина» включают 17 скульптур с западного и восточного фронтонов Парфенона, 15 метоп, 75 метров фриза — это составляет более половины из дошедшего до наших дней скульптурного убранства Парфенона. Также в коллекцию вошли кариатида из Эрехтейона, четыре плиты фриза храма Ники Аптерос, ряд фрагментов других построек.

Вывозилась коллекция в несколько приемов, на разных кораблях британского флота. Один из них потерпел крушение близ острова Китира, и Элгину пришлось оплачивать работу греческих ныряльщиков, которые два года доставали шедевры с затонувшего корабля.

Но с этого неприятности Элгина только начались. Выехав в 1803 году из Стамбула, он был задержан в наполеоновской Франции и приехал в Лондон лишь в 1806-м. Часть его коллекции также долгое время удерживалась французскими властями. Вскоре после возвращения он пережил развод с женой, сопровождавшийся скандальным судебным процессом. Собирание коллекции и расходы на ее перевозку привели Элгина к банкротству.

Когда он решил продать свое собрание Британскому музею, ему еще пришлось опровергать мнения, что скульптуры на самом деле являются поздними римскими копиями с греческих оригиналов.

В конце концов скульптуры оказались в Британском музее, а Элгин получил за них 35 тысяч фунтов стерлингов. Это не покрыло и трети его расходов. Умер он в 1841 году в Париже, где скрывался от кредиторов.

Еще при жизни Элгина ряд соотечественников заклеймили его как вандала и похитителя национального достояния греков. Его современник сэр Джон Ньюпорт писал: «Достопочтенный лорд воспользовался самыми неоправданными средствами для совершения самого вопиющего грабежа». В некоторых отзывах находились и оправдания его действий.

Споры вокруг лорда Элгина и его коллекции не утихают до сих пор. Греки оценивают его действия однозначно. Если мы откроем посвященную Элгину статью греческой «Википедии», то первыми словами о нем будут — «британский вор». Оправдывая Элгина, как правило, говорят, что, не будь его, шедевры Парфенона могли быть утрачены из-за расхищения или же в ходе военных действий в период греческой революции 1821—1830 годов, когда Акрополь дважды подвергался осаде и обстрелу. Будет справедливым признать, что, по крайней мере, те фрагменты, которые во времена Элгина уже лежали на поверхности земли, точно спасены им от расхищения.

Не утихают споры и вокруг султанского фирмана, его подлинности (уже в 1816 году, когда дело расследовалось в английском парламенте, имелся лишь итальянский перевод текста), границ полномочий Элгина, определенных этим документом.

Со времен восстановления независимости Греции в 1821 году неоднократно звучат обращения к Британии с просьбой вернуть скульптуры Парфенона на родину. Но до сих пор они не имеют успеха. В качестве контрдовода, как правило, говорят, что полная реституция невозможна, так как в этом случае коллекции всех мировых музеев оказались бы разорены. Также противники возвращения «мраморов Элгина» утверждают, что, поскольку античные скульптуры представляют собой шедевры всемирного значения, будет справедливо, что они стоят в общедоступном музее (вход в Британский музей бесплатный) в одном из самых посещаемых городов мира, тогда как правительство Греции намерено разместить их в Музее Акрополя, за вход в который берется плата.

Профессор права Стэнфордского университета Дж. Мерримен высказал мнение, что, поскольку Акрополь и Парфенон сейчас восстанавливаются, отсутствует моральный аргумент для возвращения скульптур. Ведь они попадут не на стены храмов, восстановив их целостность, а в находящийся рядом музей. Даже ряд оставшихся в Греции скульптур, например пять кариатид Эрехтейона, перемещены в Музей Акрополя, чтобы предотвратить их дальнейшее разрушение из-за дождей и неблагоприятных условий. Их место у стен храма заняли копии.

Но и в самой Великобритании многие высказываются за возвращение памятников. Недавно, после того как в поддержку возвращения скульптур выступил знаменитый актер Джордж Клуни, «Гардиан» провела опрос, сторонниками возвращения оказались 88 % его участников. А Британский музей пока не идет на уступки. Возобновляемые с периодом в несколько лет требования греческой стороны вежливо отвергаются. Спор продолжается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter