Два в одном. В Москве состоялись фестивали современного кино «2morrow/Завтра» и «2-in-1».

Фестиваль «2morrow/Завтра» был создан режиссером Иваном Дыховичным и продюсером Ренатом Давлетьяровым в 2007 году. После смерти Дыховичного он распался надвое: название и логотип остались за генеральным спонсором – компанией Audi, которая теперь работает вместе с креативным директором Ольгой Дыховичной и Антоном Мазуровым. Ренат Давлетьяров вместе с прежним программным директором Алексеем Медведевым делают новый фестиваль «Два в одном».

Но несмотря на то что, по признанию программного директора  «2morrow/Завтра» Антона Мазурова, им с Алексеем Медведевым пришлось «делить» картины, программа получилась интересной. По традиции, в нее были отобраны фильмы, уже получившие свой знак качества на международных кинофестивалях, а также ленты, которые «нельзя увидеть нигде». Так, на спецпоказах были представлены «Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни» тайца Верасетакула, получивший Гран-при в Каннах этого года, и «Шантрапа» Отара Иоселиани, показанный там же вне конкурса.
Открылся фестиваль любовной комедией прошлогоднего лауреата «Завтра» (Гран-при за драму «Я убил свою маму») Ксавье Долана «Воображаемые любови» (Канада). Молодой режиссер смело и совершенно в духе «Завтра» фантазирует на тему любви. Будем ждать третьего фильма Долана. В конкурсе широко было представлено европейское и азиатское кино, и среди прочих лент зацепили китайские «Зимние каникулы» Ли Хунци (Гран-при  63-го фестиваля в Локарно). С большим сочувствием режиссер показывает монотонную жизнь людей в заштатном китайском городишке. Картина получила приз в номинации «Звук», а также главный приз жюри молодых критиков – с формулировкой «за ироничное и тонкое отображение абсурдности человеческого существования». Ли Хунци, получая награду, сказал, что крайне польщен, поскольку вырос на русской литературе и российском кино.
Гран-при получил очаровательный фильм итальянца Микеланджело Фраммартино «Четырежды» – вновь о реинкарнациях души, налицо тенденция артхаусного кино. Румынский альманах «Сказки золотого века», который продюсировал и снимал с коллегами лауреат Канн Кристиан Мунджу, наградили за актерскую игру и за лучший сценарий. А приз «Изображение» из рук Михаила Кричмана, оператора «Овсянок» Федорченко и «Возвращения» Звягинцева, за фильм «Искушение Святого Тыну» получил эстонец Вейко Ыунпуу. Второй приз молодых критиков взяла колумбийская «Ловушка для крабов» Оскара Руиса Навии.
Россия была представлена фильмами «Которого не было» Рамиля Салахутдинова, «Воодушевление» Галины Мызниковой и Сергея Проворова, «Рафаил Пироне» Ярослава Добронравова (совместно с Великобританией и США). Помимо конкурса на фестивале были показаны  ретроспектива Шарунаса Бартаса, программы «Выбор Сергея Бодрова», «DOC_открытие современной арт-богемы», OneDotZero (британский и мировой motion-дизайн и альтернативная анимация).

*   *   *
Новый Международный фестиваль авторского кино «Два в одном»,  проведенный Интерфестом при поддержке Министерства культуры, составил программу из фильмов, большая часть которых также была показана на крупных международных фестивалях. Фильмом открытия стало «Дерево» Джули Бертучелли (Франция – Австралия), которым закрывали в этом году Каннский фестиваль.
На церемонии открытия  «Два в одном» из уст организаторов прозвучало, что современное кино во всем мире на 98 процентов плохое и именно «достойные и интересные» фильмы из двух оставшихся процентов  попали на фестиваль. Представлены были картины самых разных жанров и стилей, как игровые, так и документальные. По мнению Алексея Медведева, современный кинематограф находится в состоянии непрерывного изменения,  границы между игровым и документальным кино, а также между кино и современным искусством, коммерческим и некоммерческим, авторским и развлекательным, жанровым и артхаусным смещаются. По мысли организаторов, рано или поздно главным жанром на «Два в одном» должен стать «арт-стрим», условно говоря, авторское кино для всех – тот жанр, в котором работают самые популярные режиссеры на Западе и которым стремятся овладеть российские кинематографисты.
В основном конкурсе было 9 фильмов, и не случайно призы за лучшее изображение и лучший звуковой ряд получила документальная картина датчанина Януса Метца «Армадилло», отмеченная  «Неделей критиков» в  Каннах. Режиссер со своей командой полгода вел съемки на военной базе НАТО в афганской провинции Гельманд, находящейся под контролем талибов. В фильме можно видеть ужасающие сцены боев. Призы вручал член жюри, шведский режиссер и сценарист Лукас Мудиссон.
Гран-при фестиваля присудили дебютной ленте Николы Лежаича «Красный холм» (Сербия), посвященной подросткам-скейтбордистам.
Россия была представлена в конкурсе картиной Ольги Егоровой и группы «Что делать?» «Башня»,  о строительстве «Охта-центра» рассказали в жанре «социального мюзикла». Состязался за Гран-при и кукольный фильм Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс» (США – Великобритания). Персонажи озвучивали, среди прочих актеров, Джордж Клуни и Мэрил Стрип.
Несколько российских картин, в частности «Овсянки» Алексея Федорченко, три фильма «Кинотавра-2010», «Гоп-стоп» Павла Бардина, показали во внеконкурсных программах.
Фестиваль включал в себя ретроспективы француженки Изильд Ле Беско и канадца Дэвида Кроненберга, программы «Матч-пойнт», «Док.три.на», «Московская полночь», «Три копейки», мастер-классы.
Как видим, в ситуации «два в одном» оказалось много игры, но это не главное. Главное в том, что выиграл зритель – он посмотрел в два раза больше хорошего кино.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter