Контактная группа по Украине договорилась о создании 30-километровой демилитаризованной зоны

Два сценария для донбасса

В Минске прошел очередной раунд переговоров контактной группы по урегулированию ситуации на Юго-Востоке Украины. Как будут развиваться события дальше?
В Минске прошел очередной раунд переговоров контактной группы по урегулированию ситуации на Юго-Востоке Украины. Одним из основных итогов переговоров стало соглашение о создании 30-километровой демилитаризованной зоны. Как показал опыт прошедших недель перемирия, прямое соприкосновение конфликтующих сторон приводит к регулярным нарушениям режима прекращения огня и новым жертвам среди мирного населения.





Впрочем, пока очевидно, что достигнутые договоренности носят сугубо технический характер и не касаются самого главного вопроса: какова будет дальнейшая судьба самопровозглашенных республик и Украины в целом? У сторон по-прежнему отсутствуют какие-либо точки соприкосновения, а значит, и возможности нахождения взаимоприемлемой формулы решения конфликта.


Эксперты полагают, что режим перемирия, скорее всего, удастся сохранить до 26 октября, когда в Украине пройдут досрочные выборы в Верховную раду. До этого момента Киев вряд ли будет заинтересован в эскалации конфликта, поскольку, как показали итоги августовской кампании, шансов на быструю и легкую победу у украинской армии нет. Более того, в случае возобновления военных действий весьма вероятны крайне неприятные для украинских властей сюрпризы, что в условиях выборной кампании может взорвать и без того накаленную обстановку.


А вот после 26 октября возможны два основных варианта развития событий.


Первый — это новая эскалация конфликта. В пользу такого сценария говорит то, что новый состав Рады, скорее всего, будет представлен политическими силами, настроенными весьма воинственно и агрессивно, которые вполне могут продавить решение о «войне до победного конца». В условиях ухудшающейся социально-экономической ситуации и надвигающейся зимы, которую Украина будет встречать без гарантированных поставок газа, украинские политики могут попытаться переключить внимание общества на «маленькую победоносную войну», которая, как известно, «все спишет». Впрочем, чем реально может завершиться подобный сценарий, сказать сложно.


Второй сценарий — заморозка конфликта, превращение территории, контролируемой непризнанными республиками, в своего рода «большое Приднестровье». Подобный сценарий в сложившихся обстоятельствах вполне выгоден официальному Киеву. Во-первых, он позволяет избежать затратной военной кампании в зимний период и в условиях глубочайшего социально-экономического кризиса. Во-вторых, он позволяет сохранить лицо основным сторонам конфликта, которые остаются на своих позициях, продолжая вести вялотекущие переговоры сколь угодно долго. При этом для Киева текущий расклад весьма благоприятен: удалось максимально ограничить территорию, контролируемую ДНР и ЛНР, и вовремя остановить августовское контрнаступление ополченцев. Проект «большой Новороссии» так и остался проектом, и в ближайшее время о нем можно, скорее всего, забыть. Кроме того, Киев фактически перекладывает социально-экономические проблемы территорий, разрушенных войной, на плечи РФ, что в нынешних условиях также является скорее плюсом, так как потянуть такой груз расшатанная украинская экономика вряд ли способна. В частности, информация о возможном подключении самопровозглашенных республик к российским газо- и электросетям уже появилась в СМИ.


Российское руководство такой расклад также вполне устраивает. С одной стороны, он позволит избежать дальнейшей эскалации напряженности в отношениях с Западом. С другой — хотя бы частично снизить градус обвинений в «предательстве Донбасса» со стороны «патриотической общественности» внутри России. При таком сценарии появление новой территории с неопределенным государственно-политическим статусом может стать долговременным фактором российско-украинских отношений и жизни всего постсоветского пространства в целом.


shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter