Два опорных звена

Внутренний и внешний рынки — как две опоры, два несущих звена...

Внутренний и внешний рынки — как две опоры, два несущих звена для предприятия, выпускающего конкурентоспособную продукцию. Одно дополняет другое, и, скажем, валюта, заработанная на экспорте, идет на модернизацию цехов, которые выпускают продукцию и для внутреннего потребления. В условиях, когда потребности в модернизации и в средствах на зарплату высоки и обгоняют потенциал доходности внутреннего рынка, именно экспортная выручка обеспечивает жизнеспособность предприятий. Недаром правительство ставит задачу обеспечить в 2015 году выручку не менее 60 тысяч долларов в год на каждого занятого в реальном секторе. 

 Если продукция произведена и продана, то получена и достойная заработная плата, что становится залогом роста розничного товарооборота. А значит, и сфера услуг может поддерживать свои финансовые показатели.

Так, розничный товарооборот торговли Беларуси через все каналы реализации в январе—мае 2012 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,7 % и составил 68,6 трлн. рублей, сообщили в Национальном статистическом комитете. А положительное сальдо внешней торговли продовольствием только за первый квартал увеличилось по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом в 1,8 раза, до 552,1 млн. долларов. Экспорт белорусских продтоваров возрос почти на 20 %, превысив 1 млрд. долларов. Его доля в общем объеме экспорта нашей страны — 8,6 %.

Давно известно, что внутренний рынок не в силах поглотить весь объем производимого в Беларуси продовольствия. В мае этого года продажи населению пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на внутреннем рынке выросли за месяц лишь на 3,9 %, до 33,9 трлн. рублей, в то время как продажи промышленных товаров — на 11,4 %, до 34,7 трлн. рублей. В торговых организациях товарооборот рос быстрее (прирост на 8,1 %, по пищевым продуктам — на 4,7 %). Лидерами по приросту продаж стали сливочное масло (продано больше на 10,2 %), сыры (на 9,7 %), яйца (на 7,4 %). Несколько выросли также продажи мяса и мясных продуктов, включая мясо домашней птицы.

По-прежнему три четверти всех непродовольственных товаров продавалось через торговые организации. По промтоварам наиболее заметен был прирост продаж обуви (на 23,2 %), верхней одежды (на 21,8 %), трикотажа (на 12,3 %). Выросла на 13 % продажа синтетических моющих средств. Отмечено снижение доли белорусских производителей по таким товарным группам, как телевизоры (42 % вместо 63 % год назад), обувь (65 % вместо 69,9 %), одежда (64 % вместо 70 %). При этом больше половины внутреннего рынка контролирует все-таки отечественная легкая промышленность. Более половины розничных продаж синтетических моющих средств, свыше трех четвертей продаж холодильной техники в Беларуси и 67 % реализации стиральных машин приходится на отечественные изделия.

А объемы белорусской внешней торговли в этом году на 18 % опережают уровень прошлого года. При этом экспорт товаров и услуг только за 4 месяца вырос на 37,3 % к январю—апрелю 2001 года, превышая прогноз по темпам на год (11,6—12,3 % прироста). Импорт же вырос только на 2 %. И это сыграло свою роль в достижении положительного сальдо, которое превысило 2 млрд. долларов.

Продукты питания — это свыше половины белорусского экспорта потребительских товаров. В этом году их экспорт вырос заметно, и произошло это за счет роста стоимостных объемов поставок традиционных видов нашей продукции. Прежде всего выросли экспортные продажи колбас и продуктов из мяса — на 32,9 млн. долларов, мяса домашней птицы — на 29,5 млн. долларов, сливочного масла — на 23,2 млн. долларов, белого сахара — на 21,9 млн. долларов. Весомо возросла стоимость поставок молока и сливок несгущенных, говядины. Заметный рост произошел и в натуральном выражении: на 20 % (до 71,8 тыс. т) прибавка в экспорте мяса, на 35 % (до 186,2 тыс. т) — в поставках молочной продукции.

Следует заметить, что на внешнюю торговлю продовольствием повлияла динамика цен. Средние цены на экспортированные продтовары снизились на 5,7 %, а на продтовары по импорту — на 3,5 %. И если товарная масса экспорта увеличилась на 26,8 %, то по импорту она уменьшилась почти на 10 %. В страну было ввезено продовольствия на 470,6 млн. долларов, в общем объеме импорта оно заняло чуть более 4 %. В этом году стали меньше покупать за рубежом картофеля и цитрусовых, мучных изделий, растительных масел, шоколада. По этим товарным группам ввоз сократился на 45 млн. долларов! Все-таки была необходимость во ввозе зерновых (до 97,7 тыс. тонн). Структура продовольственного импорта стала оптимальнее: в нем преобладают критические позиции — то, что у нас не растет, не производится или производится, но в недостаточном количестве. Впрочем, возможности выбора для покупателей не сузились.

Итак, состояние дел на внутреннем и внешнем рынках взаимосвязано, и в целом оно определяет благосостояние страны. Что заработали, на сколько продали, столько сможем потратить (и лучше при этом стимулировать свое производство).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter