Два Ивана

Дедушка известного певца Руслана Алехно ищет друга детства, с которым расстался в 1944 году
Дедушка известного певца Руслана Алехно ищет друга детства, с которым расстался в 1944 году

В том, что "Советская Белоруссия", которую он выписывает с 1958 года, подарит ему эту встречу, бобруйчанин Иван Петрович Алехно почти не сомневается. Говорит, сердце подсказывает ему, что человек, которого он потерял из виду 60 с лишним лет назад, жив. А если жив, наверняка тоже читает "СБ".

- В 1994-м мой тезка Иван сам разыскивал меня через газету. Я прочел небольшую заметку о нас, двух Иванах, и очень растрогался. Сто раз порывался написать ответ, но воспоминания давались мне с трудом, два слова черкну, и слезы глаза застилают. А тут еще беда пришла - умерла жена, с которой мы душа в душу прожили почти 35 лет, так что и письмо, и встречу пришлось отложить, - переживает Иван Петрович. - Потом где-то затерялся и тот газетный листок. Конечно, можно было съездить в библиотеку, в архив наконец, но ведь Ваниного адреса в газете не было, да и стеснялся я признаться, что не помню даже фамилию своего друга, только имя...

Со своим тезкой 8-летний Ваня Алехно познакомился в одном из детских домов. В каком именно, сказать затрудняется. После Озаричского лагеря смерти, куда он попал из родной деревни Слободка, что в Октябрьском районе Гомельской области, вместе с 10-летним братом Васей, с которым они после потерялись, Ваня кочевал из одного детдома в другой - был в Мозыре, Калинковичах, Юрьевичах...

- Скорее всего, это было в Юрьевичах. Но даже если я что-то напутал, друг все равно должен узнать меня по "уликам", - волнуется Иван Петрович. - Их немного, но если вы все перечислите, он непременно поймет, что ищут именно его. Мы познакомились летом 44-го. Может, в июле, может, в августе. Жара стояла невыносимая, дикие орехи наполовину созрели. Помню, мы с Ванькой, ему тоже тогда лет 8 было, жутко обгорели на солнце и целыми днями "лупили" друг друга - снимали друг с друга старую "шкуру". Там, в детдоме, меня спустя время и нашла мама.

О том, что ее младший сын жив, Анне Никитовне рассказала соседка из Слободки, которая, возвращаясь из Озаричского лагеря смерти, видела Ваню в одном из детдомов.

- У мамы не было никаких документов, подтверждающих, что я - ее ребенок. Тогда руководство детдома попросило ее "затеряться" в толпе и стоять там молча. Дескать, ежели я сам ее признаю, то меня отдадут, - вспоминает Иван Петрович. - Послали за мной, искали долго, но найти не смогли. Куда я исчез, знал только мой друг Ваня. Мы с ним не раз нарушали дисциплину и уходили в "самоволку" - бегали за орехами, но на этот раз я пошел один. И вот он примчался, чтобы сообщить: в детдоме переполох и меня зачем-то срочно ищет директор. Я вернулся и застал странную картину: в коридоре собрался весь персонал во главе с директором. Конечно, я перепугался, голову повесил, стою, глазами пол сверлю. Думаю, решили "пропесочить" при всем честном народе. Но директор почему-то ругать меня не стал, а вместо этого попросил внимательно поглядеть по сторонам, не узнаю ли кого. Не успел я поднять глаза и сосредоточиться, как услышал где-то в стороне короткий вздох. Это "ой" было таким до боли знакомым, что я с криком "мама!" тут же сорвался с места и уже через несколько секунд висел у нее на шее.

Еще через минуту Ваня Алехно ставил маму перед фактом: "Один с тобой я никуда не поеду. У меня есть друг, его тоже зовут Ваня, так что забирай нас двоих, будет в семье два Вани". Мама согласилась: "Конечно, пусть живет с нами". Но Ваня уйти из детдома отказался. Наверное, надеялся, что его родные тоже однажды отыщутся.

С тех пор два Ивана никогда больше не виделись, но Алехно (молодому певцу Руслану Алехно он приходится двоюродным дедом, "народный артист" - внук его родного брата Василия Петровича. - О.К.) верит, что они непременно встретятся. "В том письме в газету Ваня писал: раз я его не ищу, наверное, меня просто нет в живых, - смахивает слезы Иван Петрович. - Но я жив! И что-то подсказывает мне, что Иван тоже, и очень может быть, он живет где-то очень близко от меня. В следующем году мне исполнится 70 лет, и я не хочу умирать, не повидавшись с ним, ведь я к нему сердцем прирос".

Я надеюсь, что эта встреча состоится. Что судьба будет щедра к двум Иванам и отпустит им время на воспоминания. Ведь 60 лет - немалый срок, а им наверняка есть что рассказать друг другу...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter