Два директора, одна семья

Двумя государственными архивами руководят мать и сын

Анна Запартыко – архивист с тридцатилетним стажем, ее сын Александр – молодой специалист, но они оба руководители

Так сложилось исторически, что два архива – научно-технической документации, а также литературы и искусства – всегда находились рядом. Они вместе переезжали из одного здания в другое, делили общую «жилплощадь». Директор Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства Анна Запартыко, которая на этом посту уже 15 лет, раньше и подумать не могла, что когда-нибудь такое же кресло в соседнем кабинете займет ее сын Саша. Но сегодня это факт: полтора года назад Александр Запартыко возглавил Белорусский государственный архив научно-технической документации. Чем, скажите, не повод встретиться с представителями этой интересной династии?

— Анна Вячеславовна, давайте сперва расскажем читателям о вас. Знаю, что когда-то вы были личным секретарем у народного архитектора СССР Владимира Короля.

А.В.: Есть такой факт в моей биографии. По семейным обстоятельствам я училась на вечернем отделении филфака. Искала работу и устроилась в канцелярию Госстроя. Вскоре, поздравляя коллектив с каким-то праздником, меня заметил Владимир Адамович Король и пригласил работать к себе в приемную. Это время запомнилось не только тем, что трудилась бок о бок с уникальным человеком, народным архитектором СССР. Тогда же я познакомилась и с другими интересными людьми, и прежде всего с Израилем Борисовичем Элентухом, который ввел меня в мир искусства. В беседах с ним я постигала историю архитектуры и культуры в целом. Посещала театры, знакомилась с актерами. И когда пришла работать в архив, мне все это очень пригодилось. Архивному делу можно научиться за несколько лет, но, чтобы стать настоящим специалистом, особенно в нашем учреждении, нужно знать историю и быть в курсе всех культурных событий. Одним словом, иметь к этому интерес.

— Говорят, вы были лично знакомы со многими известными людьми?

А.В.: Первое время я занималась научным описанием фондов. Например, обрабатывала архивы народных артистов Бориса Платонова и Ирины Жданович. В 1980 году мне предложили перейти, как тогда говорили, на ведомственные архивы. Доверили курировать культурные учреждения. Это творческие организации, и требовать от них доскональной обработки своих же архивов было невозможно. Поэтому ради спасения документов часто приходилось делать это самой. Помимо своих прямых обязанностей иногда отвлекалась на личные архивы, любила их систематизировать. Помню, как ездила в дом Миколы Лобана, общалась с его семьей. Было много интересных встреч. Приходилось ездить в Санкт-Петербург, Москву, другие города. Сотрудники архива собирали ценные документы по всему Союзу.

— Известно, что благодаря вам в БГАМЛИ появилось много ценных документов...

А.В.: Один из самых дорогих мне фондов – документы Ядвиги Романовской, племянницы Янки Купалы. Из Санкт-Петербурга привезла материалы семьи Максима Горецкого, в том числе его личные вещи. Собрала фонд критика и литературоведа Адама Бабареки. Из Польши переданы уникальные документы семьи Янки Лучины и Адама Гуриновича. Иногда какие-то экспонаты передают наследники, зная, что нам всегда интересны любые материалы. Сегодня у нас огромный запас документов: есть над чем работать.

А.М.: У нас тоже очень много интересных документов. Мы храним историю науки и техники, а это множество уникальных материалов. Здесь хранятся документы, по которым Минск строился, а теперь реконструируется. В фондах можно найти историю различных заводов и предприятий, проследить, как менялись модели, скажем, холодильников, велосипедов или тех же МАЗов.

— Анна Вячеславовна, когда поняли, что сын пойдет по вашим стопам?

А.В.: Я никогда об этом не думала. В то время было очень сложно с детским садиком, и мне приходилось брать Сашу с собой на работу, даже не столько в сам архив, а в основном в те организации, с фондами которых я работала: в Союз писателей, Союз кинематографистов и т.д. Маленьким его помнят многие наши писатели. Он, по сути, вырос среди документов.

У меня не было никаких сомнений, что он будет историком. Саша увлекался этим. Поэтому и поступил на истфак в БГУ.

— Александр Михайлович, признайтесь, мама отправила вас своей дорогой или это был ваш осознанный выбор?

А.М.: Заметьте, что мама по образованию филолог. А я, действительно, увлекался историей, любил историческую литературу. Поэтому и пошел на соответствующий факультет. Интересно, что на распределении меня хотели отправить учителем в школу. Но я выбрал альтернативу – Национальный архив Беларуси. Попал в очень интересный отдел – личных фондов. Изучал жизни знаменитых людей, видных культурных и политических деятелей. Мне это очень нравилось.

— Мама, наверное, была на десятом небе от счастья от выбора профессии сына?

А.В.: Я почувствовала очень большую ответственность. При встрече с директором Национального архива мы говорили о чем угодно, но только не о моем сыне. Всегда боялась услышать что-то неприятное. Конечно, я, как мать, считаю, что у меня самый лучший сын. Но как он справляется с работой? Как его оценивают другие люди? Очень волновалась. Успокоилась, только когда Саше предложили стать начальником отдела. Поняла, что его ценят и ему доверяют.

А.М.: В правильности выбранной профессии я сомневался только первые полгода. Что скрывать, меня беспокоили скромные заработки архивистов. Но, поднимаясь по карьерной лестнице, перестал обращать на это внимание. Помню, обрабатывая фонд известного деятеля КПЗБ Николая Орехова, увлекся этой личностью, его деятельностью и понял, что останусь работать в архиве.

— Александр Михайлович, у вас очень стремительный карьерный рост. Не жалеете, что так быстро пришлось перейти из хранилища в директорское кресло?

А.М.: Я не стал чистым администратором, функционером. И сейчас работаю с документами. Учусь в аспирантуре, поэтому часто заглядываю в хранилище.

— О чем разговаривают мать и сын, встречаясь в коридорах архивов?

А.В.: Сейчас появляется много новых нормативных документов, мы обсуждаем, как их применять на практике и т.д. Конечно, я делюсь опытом, подсказываю. Но что касается управления коллективом, то здесь Саша справляется сам. Внутренние вопросы они решают без моего участия. Я не вмешиваюсь, но наши коллективы дружат.

— С какими проблемами приходится сталкиваться архивистам?

А.В.: Есть проблема отношения общества к архиву. Действительно, в последние пятнадцать лет наблюдается всплеск интереса. Но все же простые люди очень мало знают об архивах, их ценности. Еще больше беспокоит равнодушие людей, которые работают в различных учреждениях с документами, представляющими интерес для истории. Мы постоянно указываем им на недостатки, но от нас отмахиваются, не понимая важности дела. Это очень огорчает. Поэтому очень бы хотелось, чтобы общество все же осознало значимость архивов.

На снимке: Александр и Анна ЗАПАРТЫКО.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter