Вернет ли БЖД деньги пассажирам поезда № 801, ехавшим в Вильнюс стоя?

Два человека на место

Минувшие выходные мне запомнятся надолго. Во-первых, я наконец-то впервые побывала в Вильнюсе. А во-вторых, это была самая необычная поездка на поезде со времен моего детства. После нее ощущение неправильности и ненормальности произошедшего не отпустило до сих пор.

Это небольшое путешествие я спланировала заранее: забронировала отель, на сайте Белорусской железной дороги купила билеты и оформила электронную регистрацию. Каково же было мое удивление, когда у состава не обнаружилось моего четвертого вагона. Растерянно подошла к проводницам, еще и рта не успела открыть, как услышала торопливое:

— Девочки, быстро, быстро проходим и занимаем свободные места!

— Э… А у меня 4-й вагон, 30-е место.

— Проходите и занимайте свободные места! — прозвучало более настойчиво и безапелляционно.

Уже через десять минут все стало понятно: пассажиры прибывали, а свободные места заканчивались в геометрической прогрессии. О том, что случилось, стало известно очень скоро. Оказалось, по техническим причинам на рейс был подан состав меньшей вместительности, в то время как все билеты были проданы на обычный четырехвагонный дизель-поезд. Одним словом, конкурс на одно место в поезде № 801 утром

6 августа составил два человека. Из более чем 280 владельцев проданных билетов вынуждены были ехать стоя примерно 140. Что в этой ситуации лично мне, во-первых, как пассажиру, во-вторых, как журналисту видится ненормальным? Руководство БЖД знало о накладке. Однако никто из представителей пассажирской службы не посчитал необходимым лично прийти на перрон и объяснить произошедшее. Или же объявить о форс-мажоре заранее. Официальные извинения появились на сайте перевозчика после того, как поезд уехал и новости об инциденте распространились в интернете. Между тем гнев недовольных пассажиров обрушился на ни в чем не виновных проводников, которые сами оказались заложниками ситуации. Люди требовали предоставить им ту услугу, за которую они заплатили деньги, и, уверена, они имели на это право.

Обстановка в вагонах накалялась, пассажиры толпились в проходах, дети шумели, отправление поезда задерживалось уже на 10 минут, когда по громкой связи объявили сухо и лаконично: «Кто не хочет ехать стоя, может выходить из поезда — деньги за билет будут возвращены». В вагонах недовольно загудели: куда выходить, если у многих прибытие привязано к расписанию самолетов? В итоге отказались от поездки 12 человек — им полностью вернули стоимость билетов. Уехавшие еще долго и бурно обсуждали произошедшее, несколько десятков человек оставили записи в книге замечаний и предложений. Тем, у кого были на руках проездные документы, проводницы ставили отметку «проезжал стоя». Счастливчики, которым удалось сесть, менялись со стоявшими: солидарности у нас, и правда, не отнять.

В попытке разобраться, что будет с теми, кто все же уехал и простоял всю дорогу в проходе, звоню в пресс-центр БЖД. Собеседница на другом конце провода интересуется:

— А почему вы поехали на том поезде? Почему не вышли и не забрали деньги? И не страшно было ехать в перегруженном составе, мало ли что с технической точки зрения могло произойти?

Действительно, отправив переполненный поезд, в данном случае БЖД нарушила немало пунктов Правил проезда пассажиров в поездах международного сообщения, а также Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования. В данном случае перевозчику пришлось решать дилемму: не отправлять этот рейс совсем либо отправить как есть, ведь многим пассажирам нужно было успеть в аэропорт.

— Вам вот обязательно нужно про это писать? — продолжала собеседница. — Пожалуйста, сделайте это менее жестко. Это ужасная ситуация, все свалилось на плечи нового руководителя, который ни в чем не виноват.

А вот Андрей Кашко, первый заместитель начальника пассажирской службы Управления БЖД, не стал открещиваться от проблемы:

— Это полностью вина перевозчика, мы это признаем и приносим свои извинения пассажирам. Сейчас нам уже поступают отдельные обращения. На основании проездных документов с отметкой о том, что человек проезжал стоя, будет возвращаться частичная стоимость билета. Для тех, кто ехал до самого Вильнюса в вагоне 2-го класса, компенсация составит 130 тысяч неденоминированных рублей.

Ну что ж...

konoga@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter