Душный "свет" наркотиков

Национальный академический театр им.Якуба Коласа всегда предлагает зрителю сложное, метафоричное и метафизичное зрелище. Он раздражает и провоцирует, чтобы заставить думать. Коллектив из Витебска привез в Минск, на сцену театра юного зрителя, спектакль-акцию против наркомании. В зале зрителям раздают специальный номер газеты и яркие календари с исчерпывающей информацией о вреде алкоголя, курения, наркотиков, о страхе заражения СПИДом. Потом на сцену выходят завлит театра и режиссер спектакля, чтобы объяснить, приведя цифры и факты, почему взялись за эту тему. Предупреждают, что покажут современную трагедию, выполненную в пластически-хореографической форме. А дальше начинают шокировать зрителей беспощадной очевидностью.
Режиссер Виталий Барковский сам сформулировал свое беспокойство легкомыслием подростков, которые сводят поиск ярких чувств и впечатлений к использованию таблеток и шприцев. Он сочинил пьесу «I нас пацалуе світанак», которую точнее было бы назвать благородной идеей. Скальпелем резанул по быту и правдоподобию, отбросил все стереотипы и выстроил спектакль, на котором очень неуютно, непривычно, несмешно и больно. Полтора года витебчане играют этот спектакль для школьников, иногда выезжая прямо в школы. Зал плотно забит подростками и их учителями. Увиденное неизменно сопровождается обсуждением. Спектакль очень выразительно оформлен сценографом Александром Малеем и композитором Александром Криштафовичем. Похвал заслуживает работа художника по костюмам Юлии Карымовой и режиссера по пластике Дианы Юрченко. Но это не спектакль, который может нравиться или не нравиться. Это театральная акция, цель которой возможностями и силами театрального искусства привлечь внимание к проблеме века. У нас сегодня мало пьес о современности, потому что театр стал бояться быть социальным, бескомпромиссным. Интеллектуальный долг работников искусства – утверждать чистоту и здоровье как альтернативу скопищу непотребств, нетерпимостей, конкретных преступлений. Но такой театр боится оказаться старомодным, некассовым, излишне морализаторским. Возможно, на подобные спектакли, которые делают коласовцы, не надо продавать билеты, не привязывать зрителя рублем к креслу. Но это другая история: любая работа должна быть оплачена. Для успеха своей работы Барковский избрал актеров с мощной энергетикой. Наверное, в актеров вселились бесы, они экспрессивно двигаются, ломаются, выкрикивают. В сугубо эстетическом смысле выдержать такое трудновато. Но актеры наблюдали своих героев в больницах, подворотнях, подвалах. Заболевшие наркоманией малокрасивы и малоэстетичны. Задача театра не приукрасить, не смикшировать, а показать, как страшна болезнь. Причем элемент натурализма в спектакле почти отсутствует. Театр работает в сфере актуального, а не традиционного искусства. Актеры, как всегда в спектаклях Барковского, медитируют. Есть сцены затянутые и избыточные, которые испытывают нервы зрителя на выносливость. По окончании спектакля не остается чувства удовлетворенности. Уверена, что зритель уходит обеспокоенным. Что-то надо делать. Нас ввергли в океан социальных страстей. Театр не хотел быть добрым и удобным. Своей коллективной мистерией он призвал по-новому взглянуть на явление. Получилось.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter