Души прекрасные картины

Чем отличается ручная художественная роспись тканей - иначе батик - от рисования на холсте или бумаге?
Мазок. Еще мазок... Малиновый, фиолетовый, голубой... Краски расплываются по ткани, образуя причудливые пятна, небрежные, бесформенные. Первое впечатление - сожаление: ткань испорчена, дорогущие краски понапрасну израсходованы, вместо изящного рисунка - аляповатая абракадабра... Но уже через несколько минут в соцветии всевозможных оттенков я отчетливо вижу букет свежих сочных ирисов. Солнечные блики весело играют на нежных фиолетовых лепестках, в которых, словно в зеркале, отражаются перламутровые облака, парящие в прозрачной глубине неба. Хотя, впрочем, в палитре красок, умело и со вкусом положенных на ткань, каждый из участников и наблюдателей этого удивительного действа, называемого батиком, увидел что-то свое...

Семиклассницы Минской лингвистической гимназии Вика Губанова, Полина Шибуневич и Алина Арех всего за 10 минут сотворили это "ирисовое чудо" (девочки, подумав, тоже решили назвать свою картину "Весенние цветы"). А потом принялись наперебой объяснять мне, чем отличается ручная художественная роспись тканей - это и есть батик - от рисования на холсте или бумаге.

- Рисуя на ткани, можно не задумываться над сюжетом, - говорит Полина. - Это на бумаге рисунок будет испорчен, если положить не тот оттенок не в том месте. А на ткани любой небрежный мазок - уже красиво.

- Краске можно дать растечься, а можно придержать в нужных рамках специальным клейким материалом (он называется резерв), - вторят подружке Алина и Вика. - А яркие детали на готовой картине станут еще выразительнее, если обозначить их вышивкой или бисером...

Вообще, батик, уверяли меня девочки, - это полет фантазии, наслаждение самим процессом рисования, без особых творческих потуг и мучительного рождения идеи будущей репродукции, словом, сплошное удовольствие. Да плюс ко всему этот вид искусства развивает вкус и тягу к прекрасному.

В свое время мир красочного, в полном смысле этого слова, удовольствия перед девочками открыла преподаватель изобразительного искусства лингвистической гимназии Светлана Цивилько. Если уж о ком и говорить как о человеке, фанатично увлеченном своим делом, так, несомненно, о Светлане Аркадьевне. Еще будучи школьницей, она участвовала во всевозможных выставках. Потом поступила в Бобруйское художественное училище, которое окончила с отличием. Сейчас учится в Белорусском государственном университете культуры. И хотя Светлана Аркадьевна всячески открещивалась быть центральным героем материала, предпочитая оставаться в тени, - мол, главное, что ребята влюбляются в искусство и через свои рисунки и поделки учатся ценить истинную красоту жизни, - без нее, учителя, проводника в мир прекрасного, детям все-таки не обойтись.

Кроме гимназии, Светлана Аркадьевна преподает еще и в школе-интернате N 3 для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А это, как говорится, совсем другая история...

Возможно, кого-то из читателей посетила мысль: "Ага, сейчас высокопарными словами будет описываться заживление душевных ран с помощью искусства у обездоленных детей. Мол, только возьмут они в руки кисточку - забывают обо всех бедах. Скучно и неинтересно..." Признаться, приблизительно с теми же мыслями начинала я расспрашивать Светлану Аркадьевну о работе в школе-интернате. Да, есть и восторг в детских глазах, и радость, ликование, и пусть на час-другой, но забываются горькое прошлое, неясное будущее. Но чего это стоит?!

- Труднее всего на первых уроках в новом классе, - признается Светлана Аркадьевна. - Интернатские ребята - особенно ранимые и своенравные. Моментально расстраиваются, если рисунок не получается. А могут и вовсе отказаться рисовать: "Мне это не надо". И вот тут главное - заинтересовать предметом, дать понять, что изобразительное искусство - нечто гораздо большее, чем просто водить карандашом по бумаге...

Для такого случая у нее припасен целый набор секретов. То детям "волшебную" бумагу принесет, на которой что ни нарисуй - почти шедевр. То краски смешает так, что получается совершенно невероятный оттенок. То птичку или зверюшку из себя изобразит для пущей наглядности. И обязательно чередует виды изобразительного искусства, чтобы ни один из них не успел детям прискучить: вместо обычного рисования предложит стаканчики красками разукрасить - красивые вазочки получаются. Потом поделками-сувенирами заинтересует. Чуть позже ткань принесет и все о батике расскажет... И если поначалу дети из школы-интерната, не сговариваясь, рисовали "на вольную тему"... винно-водочные бутылки, выбирая при этом краски темные и мрачные, то теперь в их картинах - солнце, свет, теплые и нежные тона, не усилием воли, а хорошим настроением и положительными эмоциями выплеснутые на бумагу.

Свои работы ученики Светланы Цивилько в стол не прячут. Наоборот. "Рисуют дети много и талантливо. Но все равно иногда работ на все выставки не хватает", - признается Светлана Аркадьевна. А выставляются ее ученики из школы-интерната и гимназии часто и не только в Беларуси. В прошлом году, например, они участвовали в двух международных и четырех республиканских выставках и фестивалях. Картинами ребят из Минска любовались посетители Третьяковской галереи! Их работы были представлены и на Днях белорусской культуры в Москве. Среди участников всевозможных пленэров самые активные - подопечные Светланы Цивилько. Потому вполне закономерно, что домой они возвращаются с дипломами победителей и лауреатов. На счету воспитанника минской школы-интерната N 3 Коли Мистюкевича, например, уже три победы в престижных конкурсах. А сколько еще впереди?!

- Дети не стремятся на искусстве сделать себе громкое имя и большие деньги, а я их на это и не нацеливаю, - говорит Светлана Цивилько. - Они просто знают, что, смешивая краски, смогут сделать жизнь ярче и светлее. Разве это мало?

Как говорится, без комментариев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter