Душевный обмен

Именно так определяет смысл театрального искусства актриса Алиса Фрейндлих

Именно так определяет смысл театрального искусства актриса Алиса Фрейндлих

Сейчас никакими фестивалями никого не удивишь: их стало слишком много, но они необходимы в жизни наших разделившихся стран. Особенно театральные.

С их помощью прощупывается единое культурное пространство, в котором так важны обмен опытом, оценка собственных сил, возможностей, проигрышей и достижений. К тому же концепция «Золотого Витязя» редкостная – «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека». Этот фестиваль должен был приехать в Беларусь, потому что резко протестует против всего бездуховного.

Далеко не каждый популярный и модный театральный проект сюда попадает. У форума сложилась почти семейная традиция не относиться к ближнему как к конкуренту. Дух соревнования на фестивале – дело почти условное. Собирание лучшего, что есть в славянской культуре, и возрождение ее нравственных начал – вот главное. Традиционными стали благословение высшего духовенства и поддержка от первых лиц государства.

Не только пьесы, но и поэзия и проза, увы, сейчас основательно подзабытые нечитающим поколением, покоряли в течение десяти фестивальных дней. Пушкин, Есенин, Рубцов, Лесков, Шукшин, Астафьев, Салтыков-Щедрин… Белорусы напомнили о некогда популярных пьесах Андрея Макаенка «Трибунал» и «Затюканный апостол». Сербы играли моноспектакли из романов Федора Достоевского. Украинцы представили свое понимание Антона Чехова. Артисты Тувинского музыкально-драматического театра предложили версию шекспировского «Короля Лира» в восточном стиле.

Как всегда, на «Золотой Витязь» собрались театры драматические, музыкальные и кукольные. Но сложилась хорошая традиция приглашать камерные и моноспектакли, что держатся не на поддержке государства, а на собственном энтузиазме. Актеры из Сербии, чтобы играть Достоевского, выучили русский язык. Театральные группы Алексея Локтева и Александра Михайлова не имеют своих помещений и стабильного финансирования. Все эти сербские и русские актеры осуществляют, по сути, просветительскую миссию, играя спектакли в школах-интернатах, больницах и даже в исправительных заведениях. Их благородная деятельность отмечена наградами Русской православной церкви.

И тем обиднее на этом фоне выглядела откровенная коммерческая акция московской антрепризы со спектаклем «Императрица», за который запросили огромный гонорар. Его усиленно рекламировали как театр звезд, хотя настоящими звездами «Золотого Витязя» стали скромный восьмидесятитрехлетний Николай Пастухов из Центрального академического театра Российской армии, днепропетровский актер Михаил Мельник, тувинская актриса Галина Мунзук, сербская — Рада Джуричин, иркутская — Людмила Стрижова и, конечно же, несравненная Алиса Фрейндлих. Им был по-настоящему чужд дух прагматизма и соревнования. Они получали награды в самых разных номинациях и откровенно удивлялись, стеснялись, радовались, преклоняясь перед минской публикой.

А зрительные залы всех задействованных в фестивале восьми театров были переполнены, что свидетельствовало о том, что мы любим театр, чего-то всегда ждем от него, не устаем удивляться. Сорок один спектакль за десять дней отсмотреть не могло даже разбившееся на три группы жюри. Особенно трудно было детскому, для которого два спектакля в день — уже испытание. Они трудились честно и единодушно одобрили добрый веселый мюзикл «Буратино.ВУ». Три народные артистки из жюри больших форм — Ада Роговцева, Раиса Недашковская и Рада Джуричин — метались между личными симпатиями к коллегам по актерскому цеху и строгостью критиков, каковыми им пришлось быть. Они по достоинству оценили и Ростислава Янковского, и нашего купаловского «Чичикова», не обошли вниманием Театр-студию киноактера, а особенно единственный не столичный, а могилевский спектакль «Я – твоя невеста». И все же главный «Золотой Витязь» увезли москвичи со спектаклем «Бабилей». Эта многострадальная группа, назвавшая себя объединением «Провинция», существует без всяких надежд на стабильность и московскую прописку. С 1988 года мужественные немолодые женщины несут русскую тему рассказов Федора Абрамова, посвящая зрителей в уникальную крестьянскую культуру. За это время их режиссер-постановщик ушел от служения искусству к служению церкви. Они же продолжают иногда ездить по Архангельской области и собирать местные песни. Заодно играть свой единственный спектакль.

Как член жюри малых форм, не могу не рассказать о самом сильном впечатлении этих дней: спектаклях «Грех» и «Оскар и розовая дама». Первый в исполнении актера из Украины явился открытием фестиваля. Второй ожидали все, кто видел когда-нибудь Алису Фрейндлих, чтобы еще раз восхититься ее кружевной работой.

Михаил Мельник в «Грехе» словно рассказывает историю своей жизни. Спектакль насыщен разными смыслами и сочетает текст классика Коцюбинского с современными импровизациями актера. Боль осколком металла сидит в душе героя. При каждом неосторожном движении заставляет кричать, рычать, остро напоминая о парадоксах сегодняшней жизни: безразличии, вечной спешке, бессмысленной погоне за деньгами и неумении их тратить. Рефреном звучит тихая просьба матери прекратить ее земное существование. Ее жизнь иссякла, как брошенный колодец, и хочется уйти туда, где Бог.

Задачей театрального форума было стремление растревожить совесть, возродить надежду, веру, любовь — эти истинные христианские ценности. Маленький Оскар в последнем спектакле фестиваля уходит в световое пространство, оставляя нам прощальные слова: «Только Богу дано меня разбудить». Добавим от себя: «Попробует разбудить и театр, если между актером и зрителем произойдет настоящий душевный обмен».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter