Душегубки стали одним из символов политики немецкого геноцида белорусского народа на оккупированной территории

Душегубы

Газвагены — трагический символ чудовищного преступления немецких фашистов против человечества наряду с ямами Тростенца и карательными операциями в белорусских деревнях

Листовки примерно такого содержания активно распространяли партизаны в Борисовском районе в марте 1943 года: «Советские граждане! Будьте осторожны! Германские власти в Краснодаре применяют газовые автомобили для уничтожения мирных жителей. Такие же машины смерти есть в Борисове и Борисовском районе. Не попадайтесь им!» Именно в это время в Краснодаре проходил судебный процесс над нацистами, во время которого стало известно о существовании дьявольского орудия смерти. Однако многим жителям Борисовского и других районов Беларуси не удалось избежать трагической участи: газовые машины здесь заработали раньше. Тысячи наших граждан стали жертвами политики немецкого геноцида на оккупированной территории и погибли от удушения газом. Подтверждение преступлений — уникальные документы Национального архива Республики Беларусь, выдержки из которых публикуются впервые.


— Специальные машины — душегубки (зондергрузовики, газвагены) стали одним из символов нацистской политики уничтожения. В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны выявлены многочисленные документальные факты применения этих чудовищных машин на оккупированной территории Беларуси. Сохранившиеся документальные свидетельства подтверждают: нацисты по меньшей мере с осени 1939-го применяли угарный газ для убийства психически больных, умственно отсталых и физически неполноценных людей. По свидетельству очевидцев, для этого использовался буксируемый трактором герметичный фургон, в который из баллонов подавался угарный газ. Скорее всего, именно такая технология была применена при умерщвлении пациентов Могилевской меж­областной лечебницы осенью 1941 года,
— рассказывает заведующий отделом публикаций Национального архива Беларуси Святослав КУЛИНОК.

В фондах Национального архива сохранились документы, подтверждающие использование нацистами душегубок для реализации политики геноцида. В одном из них — свидетельские показания М. М. Зарецкой, которая во время немецкой оккупации проживала в Минском гетто.

Из протокола допроса М. М. Зарецкой от 23 декабря 1945 года: 

«…Выгнав всех жителей, немцы начали вывозить евреев на крытых автомашинах за город, причем большая часть вывозилась в душегубках, в которых они сжимали по 70—80 человек. В душегубках было настолько тесно, что двери закрывали с силой по несколько человек. При погрузке люди не шли добровольно в них, а оказывали сопротивление, немцы хватали их и бросали силой». 

Душегубка во время работы, 1943 год.
 
Зарецкая наблюдала это, спрятавшись на чердаке. Она уточняла, что когда работала в автомастерских СД, то видела, как моют и ремонтируют душегубки, их было около шести штук. После каждой операции их чистили.

«Я видела там челюсти [из] искусственных зубов, волосы, испражнения и кровь, — продолжала свидетель. — Работники, которые производили промывку, фамилии их вспомнить теперь затрудняюсь, говорили мне, что в первый момент, когда начинал поступать газ в душегубку, люди, находившиеся в ней, рвали себе волосы, разрывали рты, и это мучение продолжалось в течение 5—10 минут».

Показания узницы гетто не единственное подтверждение использования машин смерти на территории Беларуси. Житель Минска Я. М. Рубенчик прошел гетто, Тростенец, чудом остался в живых. Вот что он рассказывал на допросе 2 апреля 1947 года: 

«...Душегубки видел своими глазами, и нас даже принуждали чистить их. Там мы часто находили женские волосы, вырванные с головы, зубы, очки, и во всех машинах внутри были сильно окровавлены стены».

Он описывал газваген как обыкновенную автомашину наподобие крытых автобусов, только гораздо больших размеров. Она герметически закупорена, и доступа воздуха туда нет, внутри все обито оцинкованной жестью, в полу и по бокам малозаметные решетки, как вентиляторы, куда проходил газ, он сразу со всех сторон заполнял машину.

Рубенчик рассказывал, что «немцы сажали в такие машины по 50—60 человек, закрывали задние дверки, включали мотор. У шофера в кабине имелся рычаг, которым он регулировал доступ газа, после того газ врывался в машину — и сразу же люди начинали умирать. Душегубки немцами применялись начиная со второго погрома, то есть с 20 ноября 1941 года, и кончая 1944 годом, до самого прихода Красной армии. Самое большое умерщвление людей в душегубках было в июле 1942 года, когда немцы в течение четырех дней совершали массовые убийства при всевозможных пытках. Я сейчас даже не могу сказать, какие зверства они предпринимали в гетто, в лагерях советских военнопленных, гражданских лиц».

Убитых в душегубках, свидетельствовал Я. М. Рубенчик, немцы в конце 1941 и в течение 1942 года вывозили за два километра от Тростенца. А уже в конце 1943 и начале 1944 года трупы сбрасывали в приготовленные в Тростенце ямы.

— Нацисты тщательно скрывали использование газвагенов, однако комиссия ЧГК по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников собрала многочисленные свидетельства об их применении. Эти материалы были представлены в том числе на Нюрнбергском процессе, — подчеркивает Святослав Кулинок.

Вполне возможно, среди них были и эти показания Я. М. Рубенчика: 

«Лично видел, как проходили душегубки, как после прихода их к ямам, там начинал взвиваться дым к небу. Это все означало то, что немцы всех людей, сброшенных из душегубки в ямы, обливали нефтью и поджигали».

Одновременно такая же политика уничтожения людей велась немцами в других белорусских городах. Мобильные газовые камеры использовались для убийства жителей Могилева, выяснила Могилевская городская комиссия ЧГК. Разбираясь в подробностях уничтожения оккупантами мирного населения и военнопленных в городе и его окрестностях, специалисты узнали, что «на расстоянии 6 километров от Могилева на протяжении всего периода оккупации уничтожено до 10 тысяч советских граждан, в том числе детского возраста. Уничтожение производилось путем расстрелов и применением специальной машины «душегубки» у противотанковых рвов местного лесоучастка Безводица».

В заключении от 5 октября 1944 года комиссия ЧГК отмечала: «...в кузов автомашины с герметически запирающейся дверью загонялось до 60—70 человек, обреченных на уничтожение, и после того как машина останавливалась у ямы, мотор душегубки продолжал работать и через приспособленные для этой цели трубопроводки подавал в кузов удушливые газы, которыми отравлялись находившиеся там заключенные. После удушения трупы последних сбрасывались рабочими в ямы и зарывались».

Подобным образом действовали в лагере в Барановичах. Оттуда с 22 сентября по 2 октября 1942 года, говорится в акте Барановичской городской комиссии ЧГК от 1 января 1945 года, под руководством начальника Барановичского СД-гестапо унтерштурмфюрера Амелунга Вальдемара, заместителя гебитскомиссара округа Бертрама Курта, обершарфюрера Берхарда Отто, заместителя начальника полиции округа оберштурмфюрера Шлегера в течение девяти суток выво­зились на автомашинах и душегубках за город на расстояние 3 километров на поле между деревнями Грабовец и Глинище к заранее подготовленным ямам советские граждане: мужчины, женщины и дети. Все они были убиты.

— Есть подтверждения, что в душегубках на территории Беларуси травили газом не только жителей нашей страны, но и иностранцев, — рассказывает Святослав Кулинок. — В конце июня 1942 года на станцию Барановичи в спецэшелонах привезли семьи из разных городов Чехословакии. Это была преимущественно интеллигенция: врачи, инженеры, учителя. Около трех тысяч человек.

Когда эшелоны прибыли на станцию, людям сказали оставить все свои вещи, читаем подробности в акте Барановичской городской комиссии ЧГК. На вопрос об их дальнейшей судьбе немцы цинично отвечали: «На машинах вас отвезут пообедать». Под этим предлогом несчастных вывозили за город на расстояние 2 километров в урочище Гай и расстреливали. Часть убили, перевозя в душегубках. Пока одни команды расправлялись над беженцами, другие вытаскивали из вагонов все их имущество и перевозили в СД-гестапо. После еще долго из Беларуси в Германию шли посылки, в которых немцы своим семьям отсылали краденые одежду, мебель, снятые с трупов украшения и золотые коронки.

ВСЕГО 10 МИНУТ…

В августе 1941 года рейхсфюрер СС Г. Гиммлер был с инспекцией в Барановичах и Минске. Во время показательной казни ему стало плохо, и он распорядился разработать «более гуманные методы убийства, чем расстрел». За выполнение взялся унтерштурмфюрер СС доктор Беккер. В мозгах этого нацистского садиста родилась душегубка.

Генрих Гиммлер в лагере для пленных  под Минском, август 1941 года.

Один из самых кровавых нацистских палачей бригадефюрер СС О. Олендорф на суде рассказывал: «Назначение этих фургонов снаружи было разгадать невозможно. Внешне они ничем не отличались от обычных крытых грузовиков, но сконструированы были так, что при запуске мотора выхлопные газы шли в кузов машины, вызывая смерть находящихся там людей за 10—15  минут».

veselukha@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter