Душегубка

".
"...Муж и дети были на улице. Я почувствовала схватки. Пошла в туалет, с собой взяла ведро и столовый нож. Над ведром произошли роды. Потом перерезала пуповину. После этого я достала ребенка из ведра и бросила его в выгребную яму..."

Это не монолог умалишенной из какого-нибудь триллера, а запротоколированные следователями Стародорожской прокуратуры показания матери, обвиняемой в убийстве своего младенца. Труп новорожденного обнаружили ребята-школьники. "При помощи палки и проволоки мы извлекли труп из выгребной ямы туалета. Положили в ящик, обмыли водой, поставили на тележку и покатили к карьеру", - рассказал следователям один из ребят. Показали и место, где они захоронили младенца. В тот же день оперативно-следственная группа установила мать ребенка - 39-летнюю местную жительницу Галину Золоторевич. Объяснение она дала такое: "Этот ребенок был лишним в нашей семье. У нас с мужем уже есть четверо детей, и еще одного ребенка воспитывать мы не могли".

Вот такой дебет с кредитом вывела главный бухгалтер колхоза "Дружба" Галина Золоторевич!.. Да-да, мать-детоубийца - вовсе не какая-нибудь маргинальная личность, а ответственный финансовый работник. По характеристике председателя сельсовета, зарекомендовавший себя "инициативным, грамотным и опытным работником. Много внимания также уделяет учебе детей, их воспитанию, умеет создать в семье атмосферу доброжелательности и трудолюбия, пользуется авторитетом среди жителей деревни и коллег по работе". Ну хоть портрет на Доску почета вешай! Чтобы эту нестыковку - между характеристикой и преступным деянием -разрешить, Галину Золоторевич направили на судебно-психиатрическую экспертизу. Эксперты пришли к заключению, что она "психическим заболеванием или временным расстройством душевной деятельности не страдала во время совершения инкриминируемого ей деяния и не страдает в настоящее время". То есть, будучи в полном здравии и ясном сознании, заботливая мать четверых детей, примерная жена и добросовестная ответственная работница сознательно бросает в выгребную яму рожденного ею младенца только потому, что он - лишний в их образцовой семье! И проделывает это - вы не поверите! - уже второй раз. В чем признается следователям: "В феврале или марте 1999 года я была беременна примерно на 5-м месяце, и, дабы избежать беременности, я приобрела в ветеринарной аптеке г. Бобруйска таблетки и употребила их 3 раза. После этого у меня дома произошел выкидыш. После этого я положила плод в мешок и выбросила его в туалет, расположенный во дворе дома".

Мотивы таких чисто женских преступлений не поддаются осмыслению. А уголовная хроника фиксирует просто садистские способы убийства матерями своих новорожденных младенцев: их душат бытовой резинкой, капроновой бечевкой, бьют головой о дверной косяк, топят, выбрасывают в мусорные контейнеры... Невозможно представить, чтобы женщины-матери все это совершали в здравом рассудке и ясном сознании. Поэтому детоубийц обязательно направляют на психиатрическую экспертизу. И чаще всего эти женщины оказываются абсолютно вменяемыми и психически здоровыми! Правда, специалисты, занимающиеся проблемами женской преступной агрессии, считают, что детоубийцы, даже будучи вменяемыми, не способны были в полной мере осознать общественную опасность своих действий и руководить ими. Эмоциональное напряжение психотравмирующей ситуации, каковой являются роды, ограничивает, по их мнению, способность женщин адекватно оценивать происходящее.

Трудно сказать, насколько психотравмирована была во время родов Галина Золоторевич. Но подготовилась она к преступлению, по ее же показаниям, вполне хладнокровно и обстоятельно: нож приготовила, ведро, место выбрала подходящее... Но толкование насчет особой психотравмированности детоубийц стало, судя по всему, руководством для законодателей: наказание матерей-убийц заметно смягчено. Раньше за убийство матерью новорожденного ребенка предусматривалось наказание до 10 лет лишения свободы. В новом Уголовном кодексе Республики Беларусь такое преступление выделено в отдельную статью 140. Что, по мнению юристов, свидетельствует об особой общественной озабоченности такого рода преступлениями. Но озабоченность вылилась в достаточно сдержанную юридическую оценку этого преступления. Статья 140 гласит: "Убийство своего ребенка во время родов или непосредственно после них, совершенное в условиях психотравмирующей ситуации, вызванной родами, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок". Действие этой юридической нормы распространяется до достижения младенцем месячного возраста, после которого новорожденный считается по законодательным нормам полноценным человеком. И его убийство законодатель в зависимости от обстоятельств трактует как особо тяжкое преступление, за которое предусмотрено суровое наказание - до 25 лет лишения свободы, пожизненное заключение или даже высшая мера наказания. Получается, что жизнь новорожденного почему-то ценится меньше, чем жизнь взрослого человека. Во всяком случае, наказание за лишение его жизни несоизмеримо менее строгое. Даже теоретически. Практически же вообще получается некий парадокс.

Раскрываемость таких преступлений - не выше 60 процентов. Расследовать их часто крайне сложно: то причина смерти ребенка неясна, то мать отыскать невозможно - ведь эти женщины, как правило, на учет по беременности в поликлинике не становятся, рожают дома или уезжают в другой город, где их никто не знает. Но даже если детоубийцу задерживают, следователи не всегда могут доказать очевидное - факт преступления. Как раз это произошло в Стародорожском районе. Галина Золоторевич, признавшаяся в убийстве двух своих "лишних" новорожденных детей, избежала уголовной ответственности. До суда дело не дошло! Почему? Следователем прокуратуры Стародорожского района А.Чернышевичем вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по причине того, что "смерть младенца наступила внутриутробно в период незадолго до родов или во время родов в результате внутриутробной асфиксии (кислородное голодание) плода". По словам прокурора В.Бабинского, судебно-медицинским экспертам "не удалось установить, от чего возникло кислородное голодание у плода, так как имевшие место гнилостные изменения трупа (пролежал в фекалиях больше месяца) не позволили это сделать, и отсутствие для исследования плаценты, а также данных о течении беременности, данных о течении родов ограничили рамки судебно-медицинского исследования".

В общем, признавшаяся в преступлении детоубийца как ни в чем не бывало продолжает жить-поживать в своей многодетной семье и трудиться на бухгалтерской ниве. Что возмущает, как написал в редакцию наш читатель Н.Дмитрук, не только жителей деревни Пастовичи, но и весь район. "О том, что Золоторевич рожает и выбрасывает в туалет новорожденных, по деревне давно ходили слухи. После того, как был обнаружен мертвый ребенок, вся деревня всполошилась. Одни говорили, что теперь она не минет тюрьмы, а другие, наоборот, что у нее куча долларов и она откупится. И вот результат. Прокурору же вместо того, чтобы писать в районной газете, что он возмущен, и призывать к суду совести, суду людскому и божьему, почему бы не опротестовать результаты экспертизы и не назначить новую?" - пишет Н.Дмитрук.

...Один известный юрист высказал публично и такую точку зрения. Женщина, убившая младенца и оставшаяся безнаказанной, всегда должна ждать, что за ней рано или поздно придут. Пусть она живет в постоянном страхе - он и будет ей возмездием. Не знаю, живет ли в страхе Галина Золоторевич. Да и достаточно ли ей такого возмездия за содеянное?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter