Душа народа живет в изделиях слуцких мастеров.

Развивающиеся в Беларуси художественные промыслы стали успешным национальным брендом.

Нелегкий труд мастеров, создавших своими руками один из известнейших национальных брендов, воспел еще классик белорусской литературы Максим Богданович в стихотворении «Слуцкія ткачыхі»: «І тчэ, забыўшыся, рука, заміж персідскага узора цвяток радзімы васілька». Кроме того страна всегда славилась своей качественной пряжей, которая поставлялась и поставляется сейчас уже на протяжении многих веков во многие страны мира. Например пряжа оптом в москве продается в специализирвоанных магазинах и официальных поставщиков.

Слуцкий пояс из Лиона

Слуцкие пояса во второй половине XVIII века, ставшие шедеврами европейского прикладного искусства, неотделимы от истории Беларуси. Пионером создания мануфактуры тканей по восточным технологиям на белорусских землях оказался князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька (1702–1762). Мануфактура, созданная им  первоначально в Несвиже, спустя несколько лет была перенесена в местечко Слуцк, где стала известна как «Слуцкая персиарня». Первоначально работники, привезенные князем из Турции и Персии, точно копировали восточные узоры. Однако уже вскоре этим мастерством прекрасно овладели белорусские ткачи, под влиянием которых орнамент украсился цветами своего края, чаще всего теми же васильками и незабудками. Расцвет фабрики пришелся на 1760–1770 годы, когда название «слуцкий пояс» стало синонимом всех длинных шелковых поясов, независимо от того, где они изготовлялись – в Слуцке, Гродно или Лионе. Высочайший уровень мастерства ткачей «Слуцкой персиарни» позволил изготавливать двусторонние четырехлицевые пояса (45 сантиметров по ширине и почти до пяти метров в длину), что делало возможным использовать разные версии одного и того же пояса в зависимости от случая, радостного или печального. Наиболее ценными и сложными в производстве были так называемые литые пояса, в шелк которых вплеталась тонкая золотая или серебряная нить.
«Слуцкая персиарня» прекратила свою деятельность около 1846 года. Во второй половине XIX века пояса стали предметами коллекционирования, разошлись по собраниям многих музеев мира, и сегодня белорусы могут полюбоваться оригинальными изделиями своих предков в Национальном художественном музее, где представлены изделия Слуцкой мануфактуры шелковых поясов не только из собственных фондов музея, но и из собрания Московского государственного исторического музея.

Сохраняя, приумножать

В наши дни эти добрые традиции продолжают развивать в Слуцке на фабрике художественных изделий, одной из лучших в государственном объединении «Белхудож-промыслы» Управления делами Президента Республики Беларусь.
– В Беларуси, наверное, только мы сохранили в таком объеме народные художественные промыслы в ткачестве, – говорит директор предприятия Лариса Тарасова (на снимке). – Пояса, рушники, всевозможные салфетки, традиционные народные куклы и многое другое – все это результат кропотливого труда и настоящие произведения искусства.
Действительно, как и столетия назад, для каждого пояса и сегодня составляется свой особый узор. Каждая ниточка узора перебирается вручную. Да и способ, которым ткут пояса, тоже остается неизменным многие сотни лет. На фабрике до сих пор есть ручные ткацкие станки – кросны, которые вызывают неподдельное восхищение у всех приезжающих в гости европейцев. В изделиях народных художественных промыслов от канонов отходить нельзя, объясняет директор, национальным традициям они должны соответствовать даже по гамме и по переплетению. И цвета на изделиях с национальной символикой –  только красный, белый и черный. Утвержденный худсоветом образец действует три года. Поэтому художники фабрики – всегда в поиске.
Впрочем, не только художники. Еще лет семь назад у предприятия было множество проблем. В наследство новому директору досталось незагруженное производство, убытки, долги, текучесть кадров. Благо, сама Лариса Тарасова на предприятии с восемнадцати лет и, прежде чем стать директором, прошла на фабрике все служебные ступенечки – начинала вышивальщицей, потом стала мастером, начальником цеха, главным инженером. А потому знает о фабрике и ее людях все.
Поначалу не спали ночами, думая, как загрузить производство, дать людям работу и зарплату, вспоминает Лариса Ивановна, просчитывали, как расширить ассортимент востребованной продукцией, как отладить реализацию, где брать сырье, собирали и учили кадры.
Сегодня же, чтобы выполнить все заказы, порой приходится работать даже в три смены. Да и сама фабрика стала производством – с  современным оборудованием и технологиями, с хорошо продуманной стратегией маркетинга. Рентабельность по предприятию составляет более 20 процентов.

В постоянном поиске

Сегодня сувенирная продукция занимает в производстве фабрики только около 30 процентов. Еще около трети – это пряжа. Причем на фабрике ее производят не только для своего производства, но и на продажу. Работа начинается с волокна – льняного, полиакрилнитрильного, шерсти. Лен закупают на белорусских льнозаводах, овечью шерсть – в России, преимущественно в Дагестане, полиакрилнитрильное волокно – в Новополоцке на комбинате химических волокон. Но главное, что у слуцкой пряжи есть собственный секрет, что тоже служит одним из залогов популярности изделий фабрики.
– У меня дома все скатерти свои, фабричные, – говорит директор. – И других не хочу. Во-первых, льняные изделия подходят к любому интерьеру. Во-вторых, стираются наши скатерти, как и вся продукция, очень легко. Бросил в стиральную машину, потом достал, встряхнул – и все. Никаких  пятен, изделия не мнутся. Почему?  Потому что у нас не ткань, а пряжа, причем особая.
Оказывается, технологию фирменной пряжи разрабатывала сама директор в пору студенчества – это было ее дипломной работой. Лариса Ивановна сама ее придумала, сама внедряла, сама же продолжает совершенствовать.
Примечательно, что это далеко не единственное ноу-хау, которым гордятся сегодня на Слуцкой фабрике. Полотно тканое здесь тоже делается по своей технологии. И ватин свой, тоже с секретом. И наполнитель типа «файбертек» – тоже сами разработали, сами же сделали и все необходимые приспособления для ее производства. И шерстяной наполнитель для своих изделий – тоже собственная  разработка. В последнее время еще и подушки начали делать по особой технологии.
То есть ассортимент обновляется и дополняется постоянно. Это всевозможные покрывала, накидки, одеяла, чайные и кофейные комплекты, рушники, сувенирные куклы, шарфы, сумки, комплекты всевозможного столового и постельного белья. Есть также швейный участок, где даже шьют сорочки.  Есть участок стеганых одеял. Есть участок вышивки, причем как ручной, так и машинной. И директор уверяет, что ее вышивальщицы могут вышить все что угодно – хоть картину, хоть панно, в любой цветовой гамме.
На фабрике с удовольствием берутся и за индивидуальные заказы, даже когда счет изделий идет на единицы. Ткут, шьют, вышивают сценические костюмы для театров и художественных коллективов, для предприятий и организаций готовят изделия с фирменной символикой. В последние годы все больше заказов от ресторанов и общежитий – салфетки, покрывала, одеяла, наволочки, подушки, наматрасники. Причем специалисты фабрики готовы выполнить все требования заказчика по качеству ткани, ее цвету, рисунку, размеру, даже если для каждого помещения они разные, в зависимости от его освещенности, размера, назначения и тому подобного. Например, для общежитий Белгосуниверситета и Белорусского государственного педуниверситета, открывшихся в новой минской студенческой деревне, все швейно-тканые изделия сделаны руками слуцких мастеров.
Последним штрихом, который окончательно укрепил автора этих строк в особой рачительности директора и его команды, стал тот факт, что все остатки и отходы производства – нити, пряжа, лоскут – не вывозятся на свалку, а идут в переработку. Причем для производства технического ватина, проблемы сбыта которого сегодня тоже нет, своего сырья фабрике нынче  уже не хватает, поэтому слутчане покупают отходы у других текстильных и швейных предприятий страны.

Лучшая память о Беларуси

Слуцкая фабрика художественных изделий – постоянный участник не только национальных, но и российских выставок-ярмарок  народных промыслов. На последней из них, например, были представлены мастера из 900 областей и районов Российской Федерации, но изделия слуцких мастеров не затерялись. Россияне в основном удивляют посетителей своими матрешками, посудой, резьбой по дереву, камню и кости, изделиями из стекла, а вот традиции народного ткачества и вышивки уже, похоже, утеряны. Поэтому слуцкие товары расходятся, как говорится, на ура и назад в Слуцк с таких выставок практически не возвращаются. Российские предприниматели готовы и торговать изделиями фабрики, правда, просят отпустить товар под реализацию, то есть без оплаты. «Однако сегодня нам нет нужды рисковать, потому как складских запасов на фабрике и так почти нет. Вся продукция уходит буквально с рук», – объяснила Лариса Тарасова.
Такую  популярность своих изделий кроме всего прочего директор склонна объяснить и тем, что растет национальное самосознание  белорусов, в стране стремительно развивается туризм. Сегодня не только иностранцы, но и  белорусы, которые покупают что-то для подарка зарубежным гостям на память о Синеокой, практически всегда выбирают национальные изделия. Благо, выбрать есть из чего.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter