В Украине легализовали медицинский каннабис. Зачем это сделано и к чему ведет?

Дурман в законе

На сайте Верховной рады висит сообщение, что «Закон о регулировании обращения растений рода конопли (Cannabis) в медицинских, промышленных целях, научной и научно-технической деятельности для создания условий расширения доступа пациентов к необходимому лечению онкологических заболеваний и посттравматических стрессовых расстройств, полученных в результате войны» подписан президентом Зеленским. Это значит, что «забивать косяк» в Украине через шесть месяцев будет вполне легально.

Новый закон должен регулировать оборот в Украине каннабиса для «медицинской, промышленной, образовательной и научной деятельности». Как декларируется, производство «лекарств» будут жестко контролировать — выращивать каннабис смогут только юрлица, получившие соответствующую лицензию и GMP-сертификат. Они должны будут обеспечить круглосуточное видеонаблюдение с доступом для полиции, а каждый куст получит индивидуальную кодировку, чтобы отслеживать движение растений к пациенту. И учитывая уровень коррупции в Украине, новый закон, судя по всему, даст возможность заработать всем участникам процесса. И государству в первую очередь.

Сильно затянувшееся обсуждение

О легализации марихуаны «в медицинских целях» в Украине спорят уже больше 10 лет. Первый серьезный документ на эту тему был подготовлен еще в 2016 году бывшим украинским министром здравоохранения Олегом Мусием. Но до рассмотрения проект закона так и не дошел, Мусий в последний момент отозвал его.
Нынешний президент Украины еще во время своей предвыборной кампании обещал поддержать легализацию медицинского каннабиса. Но мало ли что он обещал. В 2020‑м решение этого вопроса Зеленский переложил на «народ». И тот не подвел — легализацию каннабиса в медицинских целях одобрили 65 процентов участников всеукраинского опроса.
С тех пор законопроект, который несколько раз выносился на обсуждение, не мог набрать нужного количества голосов поддержки в Раде. Несмотря на то что г-н Зеленский опять передумал и начал вещать, что в Украине нужно создать сильнейшую в Европе отрасль ментальной и физической реабилитации, а в этом вопросе без легального каннабиса, мол, никуда.

Осенью 2022 года украинский минздрав, который является активным лоббистом принятия закона, представил результаты исследования психологического состояния населения. Риск ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), по оценкам ведомства, есть у 57 процентов опрошенных украинцев. Если добавить сюда больных онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИД, эпилепсией, псориазом, рассеянным склерозом и другими заболеваниями, при которых, по убеждению Киева, без «косяка» никак, Украина после вступления в силу нового закона скроется в клубах специфически пахнущего дыма…
В украинском минздраве уверены, что легализация каннабиса приблизит страну к европейской системе здравоохранения. Действительно, ведь только отсутствие возможности покуривать травку отличает украинскую медицину от европейской…
Сейчас около 30 стран мира узаконили медицинскую марихуану, в том числе Великобритания, Франция, Италия, Израиль, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Марокко, Зимбабве, Малави, Лесото, Руанда. И, как правило, легализация медицинского употребления наркотиков является первым шагом на пути к полной легализации «легких наркотиков». Потому что наркотическое лобби, оно такое — сначала очень надо тем, кто «болеет», а потом всем остальным. Ведь причину для употребления наркотиков может найти каждый, было бы желание. И медицинскую в том числе.

Марихуана, героин и другие

Долгий путь Украины к легализации медицинского каннабиса не может не удивлять — страна уже давно не только производит, но и активно потребляет наркотики. В 2019 году, по данным ООН, в Украине ликвидировано 17 лабораторий по производству наркотиков и 79 — в 2020‑м. 67 из них производили амфетамин, по сравнению с пятью в 2019 году.

И речь идет лишь о ликвидированных лабораториях, о которых Украина потрудилась сообщить в ООН. Можно только догадываться, сколько их на самом деле было и есть в стране.
А годовой оборот украинского рынка каннабиса и его производных в 2021 году, по самым скромным подсчетам, превышал 50 миллионов долларов. И надо понимать, что каннабис с производными на наркорынке самые дешевые и доступные. При этом оборот других видов наркотиков (кокаина, героина, амфетамина, мефедрона, альфа-PVP, экстази, спайсов, LSD, галлюциногенных грибов и других) в совокупности раза в четыре превосходил стоимость реализации марихуаны в Украине. Общий годовой объем украинского рынка наркотиков в 2021 году составлял около 250 миллионов долларов. Это, стоит еще раз подчеркнуть, по очень скромным подсчетам.

К 2021 году наркотический рынок уже уверенно переместился в интернет и социальные сети. И граффити с телеграм-адресами, перейдя по которым можно было практически моментально купить что угодно и в каком угодно объеме, стали непременным атрибутом пейзажа по всей Украине.

Широкому распространению дури способствовало и антинаркотическое законодательство Украины. Ведь, чтобы уголовное дело дошло до суда, наркоторговцев надо задержать с поличным и доказать, что они именно на запрещенных веществах хотели заработать. Понятно, что правоохранителям это удавалось далеко не всегда.

И, конечно, особую роль в распространении наркотиков в Украине играли и играют те, кто крышует этот бизнес. Среди них  — депутаты Верховной рады, сотрудники СБУ, полицейские при чинах и погонах, рядовые сотрудники полиции.
В результате ежегодный прирост количества наркозависимых в Украине составлял около 10 процентов, и это был самый высокий показатель в мире. А от «передоза» каждый год умирает около тысячи украинцев, еще 120 тысяч — от заболеваний, возникших на фоне употребления «дряни». Кроме того, по оценкам специалистов, в 2021‑м в Украине проживало 260 тысяч человек, инфицированных ВИЧ.
И это только те, кто встал на учет и получал антиретровирусную терапию. Понятно, что не все они заразились, употребляя наркотики, — уже в тот период украинцы и украинки уверенно лидировали в сфере оказания сексуальных услуг по всей Европе. Но и инъекционные наркотики играли немалую роль в росте количества ВИЧ-инфицированных в этой стране.

На пути к легалайзу

Начало в феврале 2022 года специальной военной операции встряхнуло и переформатировало украинский наркотический рынок: нарушилось движение по существующим транзитным маршрутам незаконного оборота героина из Афганистана через Балканы и Кавказ в Европу и кокаина из Латинской Америки по Черному морю. Зато производство и оборот «синтетики» внутри страны увеличились в разы.
Изготовление синтетических наркотиков — процесс простой, быстрый и относительно недорогой. В нем используются прекурсоры, которые достаточно легко купить в Украине и за ее пределами. Необходимое лабораторное оборудование тоже элементарное. Установить его можно хоть в окопах на передовой, что сильно упрощает процесс доставки дури потребителю. И такие примеры уже есть. Кстати, в украинском Уголовном кодексе даже есть статья за воровство лабораторного оборудования для производства наркотиков, значит, воруют друг у друга и прецедентов столько, что даже закон отреагировал.
Поэтому производить «синтетику» с началом СВО оказалось значительно проще, чем растить кусты каннабиса, создавая им определенные условия и расходуя на это время. Увеличивается и количество потребителей «синтетики». По некоторым данным, в украинской армии регулярно употребляет серьезные наркотики половина военнослужащих. А курение марихуаны перестало восприниматься как употребление «чего-то страшного».
Хотя, например, в Европе среди тех, кто проходит лечение от наркозависимости, почти половина сидит на… каннабисе. Но лидируют, конечно, опиоиды. В Украине, кстати, призыву в армию подлежат даже люди с установленным диагнозом «наркотическая зависимость»…
Доставкой «зелья» украинским военным занимается организованная преступность. Например, по информации журналистов, известная украинская ОПГ «Химпром», распространяющая наркотики в Украине и России, имеет ежемесячный оборот более двух миллионов долларов. И в России «Химпрому» дают отпор, а в Украине он действует, особо не скрываясь. А сколько таких «химпромов» «работает» в Украине сейчас, не может сказать никто. 
В цепочки наркодоставки на передовую включены даже волонтеры, которые везут «дурманящий груз» вместе с гуманитарной помощью и медикаментами.

Легализация медицинского каннабиса на фоне все разрастающейся вакханалии в Украине выглядит попыткой государства урвать свой кусок от миллиардных оборотов наркотического рынка. Потому что человеческая жизнь там уже давно ничего не стоит. И тем, кого волнуют только деньги, совершенно не важно погибнет кто-то в очередном бессмысленном «наступе» или обдолбается до смерти «синтетикой». Главное, чтобы на этом кто-то зарабатывал. Почему бы не делать это и государству? Первый шаг к этому Украина уже сделала.
По данным украинского департамента по борьбе с наркопреступностью, в 2020 году объем изъятого из незаконного оборота каннабиса превысил показатели 2019‑го почти на 143 процента. 

За 2019 год в Украине в общей сложности изъято 8,7 тонны наркотических и психотропных средств. Из них — 2,2 тонны каннабиса (25 процентов от общего объема) и 443 грамма гашиша (смолы каннабиса). 

За 2020 год изъято 6,15 тонны наркотических средств и психотропных веществ. Из них — 5,34 тонны каннабиса (86 процентов) и 3 килограмма гашиша. Рост за год на 242 процента, а по гашишу — больше чем на 600 процентов. И это статистика лишь по изъятым наркотикам.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter