Дурак вашего мужа

Два вечера подряд в Большом зале Дворца Республики подавали "Ужин с дураком" - московскую антрепризу с Геннадием Хазановым и Олегом Басилашвили в главных ролях.
Два вечера подряд в Большом зале Дворца Республики подавали "Ужин с дураком" - московскую антрепризу с Геннадием Хазановым и Олегом Басилашвили в главных ролях. Было вкусно.

Или вы частенько ужинаете с идиотом, или вы, собственно, и есть тот самый недоумок, с которым любят трапезничать снобы, но третьего не дано. Как сказал мне недавно очень влиятельный человек: "Будь боссом или не плачь". А на спектакле Леонида Трушкина зал вздыхает и аплодирует с особой благодарностью, когда Пьер - Басилашвили (магнат-издатель) говорит, что вкалывал всю жизнь не для того, чтобы держать у себя дома простенькое винцо. И еще одно наблюдение. Нравится обитателям Олимпа содержать при себе этакого пошляка, которого при царских дворах именовали шутом, а сейчас, по Веберу - французскому автору вышеназванной комедии, - можно и дураком кликать. С таким легко и весело любому преуспевающему бизнесмену, потому что идиот легко и в радость исполняет самые дикие желания своего покровителя. Боссу, возможно, и хотелось бы по-простецки спуститься в пошлость, но статус... О-о! Да-да!

В спектакле "про ужин" с распределением масок все очевидно: Олег Басилашвили играл потонувшего в роскоши издателя, а Геннадий Хазанов - его дурака. Если за последним эстрадная жизнь и закрепила некий имидж, то назвать его можно не иначе как дурацким. Очень часто режиссер Трушкин "сценически редактировал" Вебера, заставляя в "Ужине" Франсуа - Хазанова адресовать публике реплики: "Это ж все легко для попугая!" Зал, памятуя Кешу с Таити, - в восторге. Блистательный спектакль - все выстроено, все понятно зрителю, - стоя, приветствуют. Значит - это театр. Геннадий Хазанов давно мечтал о большом драматическом успехе, и роль Франсуа - лучшая по публичному признанию. Когда на сцене Дворца Республики Хазанов совершал свои наивные поступки - многое путал, говорил лишнее, ошибался, носился по сцене и подпрыгивал (довольно высоко), - зрители хохотали, некоторые просто бились в истерике.

Уверенный в себе и в своем превосходстве Пьер - Басилашвили не смеялся. У него была другая задача, с маленькой, но моралью в финале спектакля: братцы, нельзя так относиться друг к другу, надо быть терпимее, надо понимать человека. Это в конце, а в начале спектакля мы увидели, как художник Борис Валуев изобразил "дорогую квартиру" с живописью на обитых дорогим штофом стенах. Декорации так преобразили гигантский зал Дворца Республики, что с этой "сценквартирой" он выглядел впервые уютно. Самый первый выход на сцену - у Басилашвили, когда через едва приоткрытую дверь, в дорогущем халате, скособочась, он проделывает первые шаги, заметно "запуская" глазом в зал: ну, как там?.. А там - зрителей больше, чем 2.000, "стадион", короче, страшненько. И присел слегка мастодонт Басилашвили. Вообще-то, постановки Трушкина приучили к аншлагам Олега Валерьяновича и других артистов театра Чехова, где по финансам успешно "антрепризничает" режиссер. Впрочем, Басилашвили мгновенно ожил, когда на сцене появился достойный партнер - Хазанов. Его надменный Пьер стал аристократично заламывать руки, держать паузы, произносить слова на старомосковский манер: "Клянус-с!" Так "театр Басилашвили" с "эстрадой Хазанова" два часа без антракта крепко держали в креслах "преуспевающую" публику. Цена билетов, кстати сказать, очень и очень высокая, поэтому зритель в зале подобрался не тот, что "держит в доме простенькое винцо", соответственно актер такому люду нравится крепенький, с выдержкой и высокого класса. Потом цветы, изящный и продолжительный поклон... Все разошлись довольные друг другом. "Есть крепкие режиссеры в Москве, в Питере, но ждать от них открытий? Увы. Говорят, театр помогает разобраться в жизни. Я сам в себе никак разобраться не могу. Поэтому это очень сложно, это период длительный. Гораздо проще наладить производство хороших сосисок", - рассуждает Олег Басилашвили.

В тот вечер мне показалось, что сосисочники и актеры вполне научились ладить друг с другом. Наступает эра высоких отношений, высоких.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter