Думы над новым... корытом

Всегда ли заграничное лучше?
Всегда ли заграничное лучше?

Набившая оскомину проблема типичная для всех регионов... Частник либо госпредприятие занимаются выпуском простых, но очень важных механизмов и агрегатов. Но местный потребитель инициативу родного производителя, как правило, игнорирует. А вот аналогичную по качеству и характеристикам продукцию, но в два–три раза дороже, покупает за границей.

Не парадокс ли?

Побывав недавно в Новогрудке, увидел, что опять наступаем на те же грабли. На одном из здешних частных предприятий производят простые, но так необходимые многим корыта, кормушки и прочую «мелочевку» для животноводческих комплексов. Но, оказывается, продукцию, ничуть по качеству не превосходящую новогрудские металлоизделия, везут из Польши и других государств.

— Да и не в Польше даже заказывают, — уточняет предприниматель Василий Шпара, — поляки лишь выступают в роли посредников, соответственно и свою прибыль на продаже корыт накручивают...

Торгово–производственное предприятие «Шпара и К» появилось в Новогрудке неспроста. Здесь и раньше были внимательны к простым и нужным для аграриев изделиям. К примеру, местная «Сельхозтехника» достаточно успешно производила цепи для привязи телят. Вот и Шпара вместе со своим коллективом, который сегодня вырос до 100 человек, начинал с ремонта электрооборудования и производства цепей. «А опустился до корыт», — шутит Василий Анатольевич. Знакомимся с производственными помещениями, территорией настоящего мини–завода, который в райцентре еще и социальную задачу выполняет, — рабочие места для небольшого города сегодня как никогда важны. Да и зарплата в коллективе, как считают новогрудчане, неплохая — более 350 тысяч рублей.

Так в чем же преимущества «корыт Шпары» и почему хотелось бы привлечь внимание к такой на первый взгляд банальной и приземленной теме? Правда, сам руководитель предприятия, который недавно представлял Новогрудчину на третьем Всебелорусском народном собрании, считает совсем по–другому:

— Наше производство — типичный пример того, как складываются по многим позициям отношения частника и государственного сектора экономики. Мне кажется, что выражение о том, что «страшно дорого, но страшно загранично», как нельзя лучше в данном случае подходит. Остается только лейбл повесить да телятам объяснить, что кормятся они пусть не из сервиза, но уж точно — из корыта заморского...

Какая–то не совсем понятная привычка мешает руководителям многих сельхозпредприятий обращать внимание на производство, расположенное совсем рядом. Не вызывает удивления, когда аграрии покупают сложное оборудование, аналогов которому нет ни в Беларуси, ни в России. Одно дело — компьютеризация фермы, установка современных механизмов на высокотехнологичном производстве. Но ведь этим занимаются далеко не во всех хозяйствах. А к чему переплачивать втридорога за обычное корыто из нержавейки?

Во время одной из командировок я уже познакомился с новогрудскими механизмами. Случай свел с председателем СПК «Городея» Николаем Соловьем. Хотя и урожаи, и привесы, и надои в хозяйстве не могут не радовать, Николай Михайлович считает каждую копейку. В «Городее», прежде чем в металлолом что–либо отвезти, не раз и не два подумают, а нельзя ли где старое железо приспособить. Хозяйство закупило импортные домики для выгула маленьких телят. «А импортные корыта уж очень дорогими показались, — рассказывает председатель. — Узнали, что в Новогрудке что–то похожее делают. Цена нас устроила...» Присмотревшись к новым партнерам, Николай Михайлович и другие заказы попросил исполнить. Да еще уговорил ряд механизмов из металлических материалов старой теплицы сделать. Не пропадать же, мол, добру. А фирма «Шпара» согласилась. Главное–то ведь для них — не «накрутить», а получить свою законную прибыль за работу. Пусть не сверхвысокую, но обоснованную, реальную. Теперь в СПК «Городея» постоянно работают две бригады новогрудских металлистов.

— Неплохие контакты сложились и с предприятиями Гродненского, Щучинского, Сморгонского районов, — рассказывает Василий Шпара. — Для свиноводческого комплекса в Желудке, который сейчас присоединен к «Гроднохлебопродуктам», сделали вентиляцию. Это достаточно большой участок работы. Интересно, что поначалу на комплекс в 24 тысячи голов заказали вентиляцию французского производства. В скором времени оборудование вышло из строя. Каким–то образом на предприятии узнали о нас, попросили с пробной целью сделать небольшой участок. А когда увидели, что все у нас получилось, подписали договор на все остальные вентиляционные работы... Но, признаться, рекламировать себя очень трудно. Случается и такое, что убеждаешь иного потенциального заказчика, раскладываешь ему все по полочкам, а в ответ слышишь, что, мол, не надо нас «грузить», вот хотим французское оборудование и баста!

— Готов показать и наш свинарник, — осторожно уводит меня от темы Шпара. — Через пару месяцев собственную ферму вводим...

Километров за пять от города «фирма» выкупила дышавшие на ладан постройки старой свинофермы. Точнее — одно сельхозпредприятие рассчиталось за долги. Теперь уже заканчивается ремонт. И скоро заселят первых 400 поросят. Заняться непривычным ранее делом Шпару и его людей заставил характер взаиморасчетов с хозяйствами. «Теперь свои механизмы мы можем и за поросят, и за корма продавать, — делится своими соображениями предприниматель. — Реализовать же мясо затем всегда сумеем. Еще немного и заработаем на откорме...»

С Василием Анатольевичем нельзя не согласиться. Но вот всегда ли понимают такую, казалось бы, простую логику руководители, принимающие решения о лишних затратах? Или им само словосочетание «частное производство» как–то не по душе? А жаль. Все ведь живем в одном государстве и за его интересы радеть всем, согласитесь, следует одинаково.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter