Усиленная подготовка, боевой опыт и престиж профессии — об этом в интервью замминистра обороны Андрея Жука

Думать на перспективу и действовать на опережение

Обстановка вокруг Беларуси остается непростой. Продолжается наращивание присутствия американских и натовских войск вблизи наших границ, усиливается и без того мощное политическое и экономическое давление со стороны Евросоюза и США. Однако наши Вооруженные Силы держат руку на пульсе и совершенствуют систему обороны. О том, что делается, чтобы в условиях нынешней взрывоопасной международной ситуации обеспечивать мир и безопасность на территории страны, — в интервью заместителя министра обороны генерал‑майора Андрея Жука.

Андрей Жук.

СКАЗАНО

— Задача Министерству обороны на предстоящий год: качественное преобразование армии и совершенствование системы обороны страны. Мы должны уделить приоритетное внимание боевой подготовке воинских частей и подразделений. Тем более что в Вооруженных Силах 2024 год является Годом полевой выучки.

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко во время совещания с руководящим составом государственных органов системы обеспечения национальной безопасности, 20 февраля 2024 года. 

Наращиваем боевую мощь

— ­Президент 20 февраля провел совещание с руководящим составом силового блока, где еще раз подчеркнул, что Беларуси война не нужна. Однако нам необходимо быть к ней готовыми как морально, так и стратегически. Андрей Владимирович, что для этого делается со стороны Вооруженных Сил?

— Главная задача на сегодня — быть постоянно готовыми к защите суверенитета и территориальной целостности страны. Мы, люди в погонах, готовы сделать все, чтобы сохранить мир и безопасность на нашей земле.
Исходя из складывающейся обстановки, были пересмотрены отдельные вопросы строительства и развития Вооруженных Сил. 
Сейчас активно совершенствуем боевую подготовку, в том числе и с привлечением российских военных, специалистов ЧВК «Вагнер». У последних есть собственная система боевой подготовки, и они, исходя из своих возможностей, оказывают нам помощь. Артиллеристы, танкисты, мотострелки, операторы БЛА, зенитчики — все те, кто принимал участие в боевых действиях, передают опыт нашим военным.

Хочу заметить, что не только военнослужащие воинских частей проходят эту подготовку, но и преподаватели ведомственных высших учебных заведений, чтобы передать полученные знания курсантам, студентам, тем, кто учится по программам офицеров запаса. Это необходимо для того, чтобы наша обороноспособность соответствовала тем требованиям, которые сегодня предъявляют время и Глава государства.


— Какая работа проводится, чтобы повысить боеготовность и обороноспособность нашей армии?

— Мы анализируем военные конфликты, в особенности СВО. Методы ведения боевых действий обеих стран детально изучаются. Видим, что резко активизировалось применение беспилотных комплексов, причем не только летательных, но и морских, речных. Раненых с поля боя вывозят беспилотные эвакуаторы, дроны с искусственным интеллектом используются для разминирования местности. Это из категории «новое», что мы увидели в ходе спецоперации. Хотя это новое нами давно изучается.

Сегодня в белорусской армии беспилотные комплексы широко используются, мы обучаем операторов. Для этих целей ученые в Военной академии разработали совместно с IT‑ротой виртуальные тренажеры. Сейчас они есть в 927‑м центре подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов, в Белорусской государственной академии авиации, где готовят техников, инженеров, тех же операторов. Мы не стоим на месте. Наши военные обучаются в России по программам, которые проходят бойцы, выполняющие реальные боевые задачи.

Помимо беспилотников, СВО показала, насколько важна роль контрбатарейной борьбы. Что имеется в виду? Бой ведется не большим количеством орудий на открытой местности, как раньше, — сейчас задействованы отдельные боевые машины, у которых есть конкретная цель. А чтобы эту цель поразить, необходимо иметь профессиональный личный состав, разведку высокого уровня и соответствующее вооружение.
Специальная военная операция для нас является в какой‑то степени учебником. Из него мы берем информацию, чему и как учить военнослужащих.
Но это речь о сегодняшнем дне. Знаете, говорят, «генералы всегда готовят к прошедшей войне», а мы стараемся думать на перспективу и действовать на опережение. Это основная задача, касающаяся подготовки бойцов.

Союзное обучение

— Не так давно наши военные вернулись из российского Центра боевой подготовки. Сейчас они могут выступать в роли инструкторов и обучать личный состав. Почему появилась необходимость в таких специалистах?

— Идея внедрения аппарата инструкторов в процесс боевой подготовки родилась несколько лет назад. Изначально мы изучили, как готовят военнослужащих в различных армиях мира. Видя, что такая практика дает результат, решили провести эксперимент у нас. В итоге выяснилось, что у тех военных, кого обучали инструкторы, уровень по различным показателям значительно вырос.

К тому же совместные занятия и с россиянами, и со специалистами ЧВК «Вагнер» показывают, что это наиболее эффективная форма подготовки личного состава по тем или иным вопросам. Круг этих вопросов жизнь заставляет расширять. Поэтому сегодня мы готовим инструкторов по огневой подготовке — причем не только снайперов, но и пулеметчиков, гранатометчиков, операторов противотанковых ракетных комплексов, крупнокалиберных пулеметов. Уделяется особое внимание тактической медицине, так как от умения оказать вовремя первую медицинскую помощь зависит предотвращение развития осложнений после ранения, а порой и жизнь человека. Опять же инструкторы нужны для обучения операторов беспилотников. Спектр специальностей достаточно большой.

Инструкторы будут специализироваться на одном‑двух предметах боевой подготовки. Их задача — отслеживать и внедрять современные методики обучения в процесс подготовки войск. Поэтому подобную практику мы будем продолжать и увеличивать количество таких специалистов.


— Мы видим, что Беларусь и Россия тесно сотрудничают по армейской тематике. Так, в прошлом году между Минском и Москвой было подписано соглашение о создании учебно‑боевых центров подготовки военно­служащих обеих стран. Почему это важно?
— В вопросе обороноспособности мы в первую очередь рассчитываем на себя, однако понимаем, что, если понадобится помощь, у нас есть надежный союзник. 
В настоящее время на территориях обеих стран реализуется план совместных мероприятий по обеспечению безопасности Союзного государства, функционирует региональная группировка войск. Одна из новых форм этих мероприятий — подготовка военнослужащих на базе совместных учебно‑боевых центров, в частности в нашем 72‑м ОУЦ, российском 333‑м центре боевой подготовки и других.

Подготовка совершенствуется

— ­Президент не так давно подписал указ о призыве на срочную военную службу. Какие планы на весенний призыв?

— Планируется, что ВС пополнят около 10 тысяч новобранцев. Собственно говоря, как и осенью.

— Какая тенденция складывается по предпочтению рода войск у молодежи на основе прошлых призывов? Куда идут охотнее всего?

— Конечно, есть определенная романтика, которой окутаны силы специальных операций. Большой конкурс в роту информационных технологий, но попасть туда не так просто — необходимо владеть определенными навыками и компетенциями. Военнослужащие здесь занимаются разработкой программных обеспечений для нужд армии. Но, помимо основных задач, они, как и другие, осваивают базовые военные навыки. 

Также служба в армии позволяет получить дополнительную специальность. Например, освоить вождение грузового автомобиля и получить категорию С, что в дальнейшем расширит возможности трудоустройства молодого человека.


— Как меняется программа подготовки военнослужащих срочной службы?

— С марта 2023 года министром обороны была поставлена задача уточнить программу боевой подготовки военнослужащих и убрать те предметы, которые сегодня являются наименее востребованными. В частности, мы исключили строевую подготовку как отдельный предмет. Конечно, занятия по ней проводятся — например, когда готовим призывников к присяге. 

В результате огневая, тактическая, идеологическая, физическая подготовка, вождение — это основные предметы, по которым мы сейчас обучаем личный состав.

Как показывает военный конфликт в Украине, многое в бою зависит от того, насколько военнослужащие выносливы. Поэтому физической подготовке уделяется особое внимание. Есть комплекс упражнений, которые солдаты постоянно выполняют: это и бег, и преодоление полосы препятствий, в том числе с оружием, и занятия по рукопашному бою и так далее.


yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter