Думать и действовать на перспективу. Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО о законотворческой тематике предстоящей весенней сессии.

— Владимир Павлович, судя по суммарной, довольно внушительной законотворческой слагаемой Программы деятельности правительства и  мероприятий по реализации Директивы Президента № 4, где более 50 документов, нынешний парламентский год будет весьма  напряженным.  Вероятно, это отразится  и на повестке восьмой сессии Палаты представителей?

— Владимир Павлович, судя по суммарной, довольно внушительной законотворческой слагаемой Программы деятельности правительства и  мероприятий по реализации Директивы Президента № 4, где более 50 документов, нынешний парламентский год будет весьма  напряженным.  Вероятно, это отразится  и на повестке восьмой сессии Палаты представителей?

— Напряженная законотворческая работа предстоит парламентариям и всем участникам законодательного процесса не только в ближайшее время,  но и в последующем. Важно, что в Программе деятельности правительства и в мероприятиях по реализации Директивы № 4 четко определены органы государственного управления, на которые возложена ответственность за координацию работы по разработке новых законопроектов и по внесению поправок в действующее законодательство.   Подготовку некоторых законов  предполагается  завершить уже в первом полугодии. Разумеется, что задержки с их рассмотрением депутатами не возникнет, если документы поступят в Палату представителей в ходе предстоящей на протяжении  апреля — июня восьмой сессии.  Основная же работа по законодательному сопровождению Директивы № 4, думаю, предстоит парламенту осенью.
Хотя наша весенняя законотворческая повестка находится еще в стадии формирования, могу сказать, что более  шестидесяти вопросов уже включено в сессионный график.  Ряд из них полностью готовы к обсуждению, по другим подготовительные и согласительные процедуры завершаются. Причем новые законопроекты поступают почти ежедневно. Так что  депутатов на весенней сессии ожидает широкий диапазон законотворческой работы.

— Вы могли бы обозначить, какими будут основные векторы  обновления  законодательной базы  в исполнение названных программных документов?

— Если говорить кратко, это вопросы модернизации экономики, поддержки  предпринимательства, стимулирования деловой инициативы, осуществления новой инновационной и инвестиционной стратегии, государственных инвестиций в человеческий капитал с целью повышения уровня и качества жизни населения.  Речь идет о серьезном, системном обновлении экономического законодательства в русле его дальнейшей либерализации, снятия излишних административных барьеров, о четком определении механизмов  государственно-частного партнерства, а также о создании новых возможностей для развития социальной сферы. Работа в этих направлениях, я сказал бы так, ускоряется. Адекватно должен быть усовершенствован и законотворческий механизм, чем в настоящее время и занимаются парламентарии совместно с правительством и другими партнерами по законодательной деятельности.

— Какие законопроекты в перечне нормативных правовых актов, запланированных к разработке и принятию, вы считаете наиболее актуальными по данной тематике?

— Актуальными являются все, поскольку они востребованы задачами нынешнего этапа социально-экономического развития страны. Я выделил бы новые законы, предусматривающие совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования, регулирование комплекса вопросов энергетики, определение правовой основы государственной инновационной политики и инновационной деятельности, партнерства государства и бизнеса. Отметил бы и разработку правовой базы для некоммерческих организаций, новые редакции законов о приватизации, об экономической несостоятельности (банкротстве), об аудиторской деятельности, о бухгалтерском учете и отчетности. Большой блок законопроектов касается внесения изменений и дополнений в законодательство, в том числе о налоговом администрировании, о приватизации государственного имущества, о хозяйственных обществах, о земле, об ипотеке. Парламентариям предстоит также откорректировать ряд кодексов — Налоговый, Бюджетный, Гражданский, Инвестиционный, Водный, Трудовой, Кодекс о недрах и другие, принять Кодекс о культуре.

— Предусмотренное на весенней сессии первое чтение поправок в отдельные законы о лицензировании — в том же русле?

— Скажу вам, что не только этих. Депутаты будут определяться во втором чтении с изменениями и дополнениями в Закон “О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним”, в законодательство о рекламе. Готовится первое чтение комплекса поправок в Гражданский кодекс с учетом судебной, нотариальной, банковской и иной практики его применения. Корректируются некоторые нормативные правовые акты об обращении с объектами растительного мира, о налогообложении, законы об осуществлении административных процедур, о борьбе с коррупцией и другие. Мы продолжим работу по созданию правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Подготовлен к ратификации пакет соглашений и договоров по таможенным процедурам, пошлинам и налогам, таможенному контролю, о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования и наличных денежных средств через таможенную границу Таможенного союза. В этом же пакете нормативные правовые документы об особенностях пересылки товаров международными почтовыми отправлениями и об использовании транспортных средств международной перевозки на общей таможенной территории. Особо отмечу предстоящую ратификацию Статута Суда Евразийского сообщества и Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества субъектов хозяйствования в случае возникновения споров в рамках Таможенного союза.
Будет также ратифицирован ряд других соглашений. Среди них —  о развитии в Евразийском экономическом сообществе международного лизинга сельскохозяйственной техники, оборудования и транспортных средств, используемых в АПК, о сотрудничестве с Украиной в области транспортировки нефти через территорию этой страны в Беларусь, Соглашение с Азербайджаном о поощрении и взаимной защите инвестиций и с Чехией — об избежании двойного налогообложения. Планируется также принятие законопроекта о присоединении нашей страны к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу к ней по авиационному оборудованию. Словом, в ходе весенней сессии нам предстоит регламентировать комплекс серьезных, экономически и социально востребованных вопросов, в том числе значительно расширить правовое пространство международного сотрудничества нашего государства.

— В чем, на ваш взгляд, восьмая сессия Палаты представителей должна стать существенным шагом вперед в совершенствовании национального законодательства?

— Думаю, это будут   очередные новшества по либерализации законодательной базы, в том числе меры по  дальнейшему упрощению административных процедур, рассмотрение и, надеюсь, принятие блока  новых законопроектов, восполнение существующих правовых пробелов и давно ожидаемая кодификация жилищного законодательства.

— Интересно, какие именно законодательные инициативы являются новыми?

— Я имею в виду нормативные правовые акты базового характера, являющиеся новыми либо по предмету правового регулирования, либо по своему содержанию. Это законопроекты  о третейских судах, об авторском праве и смежных правах, о противодействии торговле людьми, об обращении граждан и юридических лиц, о системе жилищных строительных сбережений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об оказании психиатрической помощи. Кроме того, это проекты законов о вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении, о предупреждении распространения заболеваний, опасных для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека и гарантиях прав граждан, имеющих такие заболевания, об архивном деле. Первые два законопроекта мы планируем рассмотреть во втором чтении, остальные — в первом. Не исключено, что количество новых законопроектов увеличится.

— Судя по этому перечню, в ходе сессии предполагается бенефис здравоохранительной тематики?

— Действительно, в сессионной повестке она будет представлена разнообразно. Регламентируются очень важные вопросы, касающиеся усиления государственного санитарного надзора, комплексного и системного регулирования применения вспомогательных репродуктивных технологий, порядка и условий оказания психиатрической помощи, профилактики и лечения социально опасных заболеваний. Широкий диапазон тем посвящен и вопросам культуры. К уже названным законопроектам об авторском праве и смежных правах и об архивном деле добавятся поправки в законы о культуре, о кинематографии, о музеях и Музейном фонде.

— Депутаты довели, как говорится, до ума многочисленные предложения и замечания, высказанные при обсуждении и доработке проекта Жилищного кодекса?

— Подготовка таких основополагающих, комплексных нормативных актов, как проекты кодексов, тем более кодекса, касающегося жизненных интересов практически каждого человека, — дело не только сложное, но и очень трудоемкое, требующее многосторонних интеллектуальных усилий с привлечением самого широкого круга экспертов, взвешенного уточнения позиций и неоднократных согласований. В таком ключе и проработан проект Жилищного кодекса. Его второе чтение запланировано провести в мае.

— Где-то в Палате представителей находится резонансный законопроект о системе жилищных строительных сбережений. Какова его дальнейшая судьба?

— Он внесен в начале января и находится не “где-то”, а дорабатывается в профильной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации. По нему уже есть соответствующие заключения с замечаниями, при снятии которых мы сможем рассмотреть данный нормативный документ, действительно социально очень важный, на весенней сессии.

— Как вы считаете, принятие этого законопроекта позволит облегчить приобретение гражданами жилья?

— Опыт европейских государств подтвердил эффективность системы жилищных строительных сбережений. Я полагаю, что и у нас она может хорошо работать. Если принятие законопроекта состоится, то это будет содействовать созданию экономических предпосылок для активного участия граждан в улучшении своих жилищных условий. Важно, чтобы в итоге доработки законопроекта в нем был закреплен четкий, прозрачный и понятный людям механизм решения всех вопросов этой альтернативной схемы финансирования жилищного строительства. Ведь в нее могут включиться разные граждане — как состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и не состоящие.

— По содержанию названных вами, как и ряда иных законопроектов, включенных в весенний сессионный график, можно сделать вывод о том, что парламентарии активно закрепляют в законодательстве стимулирующие функции государства. Это так?

— Не только стимулирующие, но регулирующие и защитные также. Это наша стратегическая законодательная линия. На восьмой сессии в этом направлении будут сделаны очередные шаги, соответствующие курсу государства на экономическую и социальную модернизацию. Он определен на четвертом Всебелорусском народном собрании, давшем старт новому этапу развития страны.

— Что необходимо парламентариям, по вашему мнению, Владимир Павлович, чтобы соответствовать повышенной ответственности законодателей, связанной с этим этапом?

— То есть быть эффективными?

— Да.

— Депутатам парламента всегда нужно думать и действовать на перспективу. Это главное. Остальное приложится. К этому мы и стремимся. Я полагаю, что в ходе предстоящей восьмой сессии мы сумеем принять именно такие законы, в насущной потребности которых убеждены, потому что нас в этом убедила жизнь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter