Духовный свет “Меноры”

Гродно имеет богатейшую историю еврейства, историю длиною в несколько веков. Еврейское население составляло значительную часть горожан, а в некоторые периоды достигало 85 процентов от городского населения. В городе насчитывалось десятки синагог, общественных организаций, множество предприятий принадлежало евреям. Накануне Великой Отечественной войны в Гродно проживало около 28 тысяч евреев и лишь 200 из них чудом выжили. Местные раввины известны тем, что написали книги, которые до сих пор изучаются евреями во всем мире. Они являются путеводителем и для нынешней еврейской общины, которая состоит из трех общественных и двух религиозных организаций. Еврейская община в городе входит в состав Союза еврейских общин в Беларуси и Федерации еврейских общин СНГ.

Синагога от Гуччи
Для того чтобы ощутить самобытность еврейской культуры и глубину иудейской религии, следует побывать в Гродненской синагоге, которая возвышается в одном из красивейших уголков старинного города. Это одна из старейших действующих синагог в СНГ и одна из самых необычных и красивых синагог в Европе. История здания, его возраст и красота привлекают множество посетителей как еврейской, так и других национальностей из Беларуси и всего мира.
Храм был построен в 1578 году. В то время раввином в городе был Мордехай Яффе, весьма авторитетный человек в своей среде. Он заказал итальянскому архитектору Гуччи спроектировать здание. Синагога была построена в еврейском квартале Гродно на месте, где предположительно раньше было деревянное строение, функционировавшее как синагога. Ее посещало большое количество прихожан, имелся хор. Однако сильный пожар, случившийся в 1899 году в городе, нанес ущерб синагоге. Позже она была восстановлена, а пристроенные два крыла полностью изменили ее внешний облик. Здание и сегодня поражает своей красотой. Особенно впечатляет место хранения Торы, расположенное в центре, увенчанное уникальными гипсовыми украшениями. Синагога действующая, здесь проходят ежедневные службы, праздничные собрания, занятия с молодежью. Но время неумолимо: здание, имеющее культурную и архитектурную ценность, требует серьезной и незамедлительной реконструкции. И сейчас этой проблеме уделяет пристальное внимание не только еврейская община, но и местные власти. Ожидается, что с приездом в Гродно из Израиля раввина Ицхака Кофмана будут начаты комплексные работы по восстановлению этого уникального здания.
Дом для всех
Во время нашей встречи раввин, на которого возлагает надежды община, поделился ее планами и рассказал о личной миссии.
Ицхак узнал от своей бабушки, что именно на земле гродненской их родовые корни — здесь жил его прадед. И вот больше века спустя внук приехал в малоизвестную ему страну, чтобы служить городским раввином. Говорит, что земля эта приняла гостеприимно, хотя непросто было привыкать к незнакомой культуре, обычаям, людям. Сейчас в семье Кофманов растут трое детей, которые находят общий язык со своими белорусскими сверстниками, а родители помогают возрождать еврейские традиции и культуру в своей общине.
— Мы полагаем, что деятельность евреев в Гродно служит примером победы над антисемитами, которые попытались уничтожить нас и память о тысячах загубленных душ, — говорит раввин.
А еще рассказывает, что после реконструкции синагоги там планируется разместить центр общины для всех евреев города и области. В здании будут расположены кухня для бедных, детсад, библиотека, музей довоенной истории евреев Гродненщины, компьютерная, столовая, кабинеты, классы и комнаты для собраний. Здание станет домом для евреев всех возрастов.
Энергия никуда не исчезает
“Каждому хочется гордиться своим происхождением, важно знать, кто были предки. Евреи не исключение. Мы не противоречим ни другим народам, ни другим верованиям, мы стремимся знать свою историю”, — говорит председатель гродненской иудейской общины Борис Квятковский. И поясняет, что такие традиции, как соблюдение субботы, священный обряд обрезания, запрет на перезахоронение останков предков, передаются из поколения в поколение. И в последнее время, особенно с приездом раввина в Гродно, они возрождаются.
Борис Максович признает, что молодое поколение не все обычаи воспринимает адекватно, к примеру, запрещающий на еврейской свадьбе танцевать мужчине с женщиной. Хотя, по большому счету, интерес молодых к культуре своих предков неподдельный. Кружок по изучению еврейских традиций, который создан при общинном Доме “Менора”, пользуется большой популярностью.
Незыблемой традицией для всех поколений евреев остается взаимопомощь. Каждый еврей должен жертвовать десятую часть своего заработка на благотворительность. И правилу этому, говорит Борис Квятковский, у нас еще учатся.
Гродненский еврейский благотворительный фонд “Нохум” был зарегистрирован двенадцать лет назад. Директор Елена Куцевич рассказывает, что сегодня помощь получают около 400 человек.
Есть и еще одна тема, которая сплотила поколения евреев, — холокост, говорит председатель совета гродненского общинного дома “Менора” Михаил Корж.
По инициативе общины и при поддержке Гродненского облисполкома в минувшем году в областном центре была установлена Памятная доска из бронзы с надписью на двух языках — белорусском и иврите: “Памяти еврейской общины, которая с XIV века живет на гродненской земле, от потомков”.
...Энергия никуда не исчезает, она только меняет свои формы, говорят члены общины и верят, что благие деяния тысяч гродненских евреев, сотворенные в течение сотен лет, все еще живут здесь на духовном уровне.

Традиции

Святым днем для евреев является суббота (шабот). Это день радости и покоя, когда предписывается изучать Тору, отдыхать и устраивать праздничную трапезу. Еврейская суббота приходится на вечер пятницы по общепринятому календарю и начинается с заходом солнца. Хозяйка дома зажигает свечи и произносит благословения. Вся семья и приглашенные гости принимают участие в праздничной трапезе, во время которой благословляется вино и два специальных праздничных хлеба (халы). Обычно в субботу принято посещать службу в синагоге. Завершается суббота церемонией Хавдалы, в ходе которой читаются специальные молитвы, воскуряются благовония и зажигается специальная свеча.
Евреи-ортодоксы относятся к соблюдению субботы очень строго, стараясь не нарушать многочисленных субботних религиозных предписаний — они не работают, не ездят на автомобиле, не курят и т. д. Евреи-реформисты большинство древних запретов не соблюдают.
Центральным иудейским праздником является Песах, когда евреи всего мира вспоминают освобождение из египетского рабства. В течение восьми дней празднования разрешено есть пресный хлеб (мацу), поэтому этот праздник иногда еще называют праздником Опресноков.
Вечерние трапезы двух первых дней Песаха называются Сейдер (“порядок”). Строгий и торжественный ритуал Сейдера предписывает выпить в эту ночь четыре бокала вина, есть хлеб бедности — мацу и закончить трапезу афикоманом — кусочком мацы, отложенным в самом начале Сейдера. На пасхальном блюде помимо мацы, которую едят во исполнение заповеди Торы,  присутствуют особые символические блюда: горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства, смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет, цвет которого напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Ритуал Седера включает в себя произнесение благословений, пение псалмов. В синагоге в пасхальные дни проводятся праздничные службы.

Евреи — прирожденные кулинары. Их традиционная кухня включает самые разнообразные блюда. В ней есть даже знаменитые белорусские драники. Только называются они латкес.

Рецепт изготовления мацы

Маца (опресноки) может быть изготовлена из пяти видов злаков, но обычно ее делают из пшеничной муки, которая тщательно предохраняется от подмочки, а тесто — от брожения. Такую мацу называют еще “береженой”.
Тесто на мацу замешивают без соли и других приправ, на чистой воде, которая простояла в специальной посуде всю ночь, затем разделяют на небольшие кусочки, раскатывают в тонкие листы и отправляют в печь.
У иерусалимских евреев существовал обычай дарить на Песах белые, тонкие как бумага опресноки всем жителям города, в том числе и неевреям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter