Брань за гранью
Все чаще нецензурная лексика выходит за пределы придомовых территорий. Сквернословие проникает в СМИ, кино, литературу, на сцену. Проповедники такой «культуры» речи аргументируют свое мнение тем, что бранные слова придают объема художественным образам и речи. Нечестивые выражения нередко бросают в эфир известные люди, которые должны быть моральными ориентирами для зрителей и слушателей. Защитники нецензурщины обеляют себя, например, тем, что в детстве их не воспитывали, что мат добавляет речи эмоциональной окраски, является способом самовыражения. Иерей Андрей Ломакин рассказывает, почему нецензурная брань считается грехом:— Нельзя сказать, что среди других грехов сквернословие занимает какое-то особое место. Сквернословие — это так же плохо для человека, как и любое другое согрешение. Как не бывает безобидной болезни, так не бывает и безвредного греха. Сквернословие страшно тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас (а мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию). Этой чертой является способность слова. Соответственно, бранное слово искажает в человеке то, через что он становится Богу подобным, искажает любовь, чистоту, простоту души. Поэтому употребление сквернословия очерняет в нас дар слова, отличающий нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия — это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться человеком.
— Отец Андрей, в каких случаях использование ненормативных слов может быть оправдано?
— В духовной жизни христианина существуют однозначные понятия. В частности, грех — это всегда плохо. Он не может становиться допустимым ни при каких обстоятельствах. Вместе с тем бывает разная мера. Если человек, находясь дома один, в порыве гнева произнес бранное слово — это одно дело, но совсем другое, когда кто-либо сквернословит, выступая перед тысячами телезрителей. Но и то и другое — грех. Просто в первом случае человек несет ответственность только за себя, а во втором — еще и за тех, кого он искушает своим поведением. Однако Господь знает, что всякий человек немощен и порой впадает в какой-либо грех, даже осознавая его недопустимость. Именно поэтому нам дано таинство покаяния, но действенно оно только тогда, когда человек всеми силами борется со своими плохими привычками.
Молитва сильнее
— Читаю недавно новость: «Психологи из Кильского университета в Германии, проведя ряд экспериментов, пришли к выводу, что в экстремальных ситуациях нецензурщина позволяет перенастроить мозг на «более упрощенную схему», помогает лучше выживать, способствует выходу негатива и снижению болевого порога. В этом может быть доля истины или это тоже оправдание сквернословия?— Чтобы что-то основательно утверждать по поводу упомянутых исследований, безусловно, нужно внимательно изучить сами эти исследования. Вдобавок нередко в публицистике под какие-либо научные исследования подводятся слишком общие выводы. Например, утверждение о том, что сквернословие помогает лучше выживать. А вот любой христианин скажет, что молитва помогает лучше выживать, и будет абсолютно прав. Иногда может казаться, что грех способен нам чем-то помочь в нашей непростой жизни. Но в итоге это оказывается медвежьей услугой. Дав кажущееся облегчение, грех в итоге оставляет опустошение в человеческой душе, чем приводит несчастного в еще худшее состояние.
Все чаще нецензурная лексика выходит за пределы придомовых территорий.
— Как брань влияет на душу бранящегося и на душу того, кому скверные слова адресуются?
— Наибольший вред такая брань приносит самому бранящемуся, потому как, по слову Господню, человек жнет то, что сеет. Если кто-то сеет вокруг себя гнев и сквернословие, в итоге он получает обратно то же самое, только преумноженное в несколько крат. Сквернословие может вредить и тому, кого бранят, однако здесь все зависит от духовного состояния человека. Например, настоящий христианин воспринимает брань в свой адрес не как повод для ответного гнева, а как урок духовной дисциплины и упражнения в умении не воздавать злом за зло.
— Сегодня остро стоит проблема использования нецензурной лексики среди молодежи, чему способствуют социальные сети. Говорят, мат зашит в наших генах и неистребим. Что может помочь обществу перепрошить гены, стать молодым людям чище душой, даже если родители не обеспечили им культурного детства? Что сулит обществу свобода от этого греха?
— Это очень важный вопрос. Однако если говорить о духовном благополучии общества, дело тут не ограничивается только лишь борьбой со сквернословием. Здесь важны и семейные ценности, и почитание родителей, и повышение общего культурного уровня, и, что очень важно, правильное личное развитие человека. Ведь главный христианский закон говорит: возлюби Бога всем сердцем и ближнего своего, как самого себя. Но чтобы возлюбить Бога, который невидим, нужно сперва возлюбить ближнего, который видим. А чтобы возлюбить ближнего, нужно правильно возлюбить самого себя. Если же человек позволяет себе сквернословить, впадать в другие согрешения, он попросту не уважает себя, очерняя в себе образ Божий. Тот бесценный дар, который, собственно, и делает человека человеком. Святые говорили, что слова назидают, а примеры привлекают. Борьба со сквернословием не исключение. Да, сегодня в информационном поле много недостойных примеров, но должны быть и достойные, правильные ориентиры. И чем больше их будет, тем легче человеку сделать выбор в пользу света и чистоты.
kosiyakova@sb.by