Протодиакон о духовном наследии святителя Тихона, Патриарха Московского в контексте вызовов современности

Духовное наследие святителя Тихона

Сегодня многие из нас задумываются над тем, как придать прочности и стабильности миру в нашем Отечестве. Внешние угрозы и эхо внутренних настроений порой лишают нас покоя и уверенности в завтрашнем дне. В духовном опыте святых Православной Церкви есть много актуальных и эффективных решений этой проблемы.

В ноябре 1917-го впервые после двухвекового перерыва в Русской Православной Церкви было восстановлено патриаршество и избран Патриарх Московский Тихон (Белавин). Ему пришлось совершать патриаршее служение в годы гражданской войны, общественной смуты и жестоких гонений на Церковь. А до этого, еще в 1914—1917 годах, святитель Тихон был архиепископом Виленским и Литовским. В состав этой епархии тогда входили православные приходы на части территорий современных Витебской и Гродненской областей.

Патриарх Тихон неоднократно находился в заключении, а на праздник Благовещения в 1925-м скончался в возрасте 60 лет. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1989-го он был прославлен в лике святых. Мудрые наблюдения и оценки переживаемых событий, которыми святитель Тихон делился со своими современниками, можно смело приложить к событиям современности.

Вступив на патриарший престол в декабре 1918-го, святитель Тихон в особом послании отмечал: «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древнее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего...»

Перед началом 1918 года святитель Тихон ставит диагноз страдающему Отечеству: «Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126: 1—2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается это и сегодня на наших глазах. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир. И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось… Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим».

В феврале 1918-го в новом послании святитель Тихон задается вопросом о причинах общественной смуты и дает однозначный ответ:

«Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть, и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, — скажет она вам, — вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу… Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы голодаем, жаждем и не имеем одежды на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших».

Продолжая эту мысль, в своих последующих посланиях святитель Тихон призывает православных христиан к духовному решению этой проблемы. Ни новая революция или вооруженный переворот, ни протесты и забастовки, а только духовный труд — покаяние, исправление своей собственной жизни, воспитание детей в семьях в любви к Богу и ближнему — вот, с его точки зрения, путь преодоления общественной смуты. Эти слова актуальны и сегодня. И сейчас для всех, чьи предки были крещены в днепровской купели святым князем Владимиром, все возможности для такого эффективного духовного труда открываются в Православной Церкви. И 100 лет назад святитель Тихон призывал наследников днепровской купели вернуться в Отчий Дом — Церковь: «Верим, что как быстро и детски доверчиво было падение народа русского, развращаемого много лет несвойственной нашей христианской стране жизнью и учениями, так же пламенно и чисто будет раскаяние его».

Святитель Тихон ясным духовным зрением видел причины трагических событий его эпохи. Отступление от Бога, потеря нравственных ориентиров, безудержная погоня за земными благами — все это разрушает общество, делает слабым государство. Свой вклад в исправление ситуации внесет каждый, кто исправит свою жизнь и вернется к духовным ценностям. А земные блага приложатся.

Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter