аш соотечественник из далекого XII столетия — православный священник Кирилл Туровский — широко прославил свою Родину за ее пределами

Духовное наследие Кирилла Туровского

Наш соотечественник из далекого XII столетия широко прославил свою Родину за ее пределами
Оружейная палата Московского Кремля — одно из самых богатых собраний материальных и духовных ценностей. Здесь тысячи туристов со всех стран мира могут увидеть своими глазами уникальные коллекции европейского и восточного вооружения, регалии власти и одежды московских царей, наряды и убранства российских императриц, царские кареты, ювелирные ценности, посуду и другие аксессуары жизни самодержцев Российской империи. Среди многочисленных ее экспонатов есть выставка древнерусских рукописных и печатных книг, рассматривая которую несколько лет назад, я увидел среди литературных ценностей древности книгу  — Кирилла Туровского. Зная о его огромном вкладе в развитие восточнославянской культуры, я с благоговением рассматривал демонстрируемый фолиант.

Кирилл Туровский (около 1113—1188) был видным церковным и общественным деятелем XII века, проповедником, просветителем, мыслителем и писателем. Его нравственные качества, духовно-религиозная деятельность и литературные произведения получили высокое признание еще у современников и при жизни принесли ему самую широкую известность. За эмоциональность и красноречие он был назван вторым Златоустом, а благодаря высочайшей популярности и заслуженному авторитету стал туровским епископом. Но обо всем по порядку.

Кирилл Туровский родился в богатой семье и получил прекрасное для своего времени образование, однако пренебрег радостями мирской жизни и по собственному духовному призванию стал монахом. Стремясь к серьезному осмыслению жизни, он вскоре прибег к отшельничеству — стал одним из первых на Руси «столпников»: затворился в уединенной келье и занялся умственным трудом. Именно в этот период его жизни им и было написано большинство произведений.

Поэтическое дарование, трудолюбие, образованность и высокая нравственность монаха Кирилла со временем сделали его популярным на родине, и в 1159 г. киевским митрополитом по просьбе туровского князя Юрия Ярославовича и жителей города Турова он был поставлен епископом Туровской епархии.

Находясь на этой должности, Кирилл Туровский продолжал свою литературную и просветительскую деятельность, активно включился в политическую жизнь древнерусских княжеств. Поддерживая киевского митрополита Константина II, он активно противодействовал попыткам владимирского князя Андрея Боголюбского создать независимую от Киева собственную карманную Владимирскую митрополию и даже выступил с обвинительной речью над кандидатом на руководство ею священником Федором на митрополитском суде. Одновременно епископ Кирилл вел активную переписку с Андреем Боголюбским, осуждая Федора за низкие моральные качества и предостерегая и поучая владимирского князя.

Литературное и духовное наследие Кирилла Туровского, безусловно, огромно. До нас дошло 68 его произведений: молитвы и молебные каноны, слова, поучения, послания и наказы, сказания и повести, стихи и притчи. Наиболее известными из них считаются «Притча о слепом и хромом», «Послание Василию, игумену Печерскому», «Сказание о черноризском сане от Ветхого Закона и от Нового», «Притча о человеческой душе и теле», «Слово на Вознесение». Связанные с библейскими сюжетами, они насыщены яркими образными выражениями, красочными сравнениями и метафорами. Кирилл Туровский призывал к знаниям, критиковал зло, несправедливость, обман и дармоедство. Своим красноречием он производил на соотечественников сильное эмоциональное впечатление.

Произведения Кирилла Туровского были широко известны на Руси и за ее пределами (например, они встречаются в сербских и болгарских средневековых списах). Они включались в сборники-антологии лучших произведений православной церкви, неоднократно переписывались и использовались при богослужении. Показательно, что они были включены в первые на восточнославянских землях печатные книги, издаваемые Франциском Скориной, Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. 

В 1182 г. Кирилл передал Туровскую епархию новому епископу Лаврентию. Его последние годы жизни прошли, скорее всего, в Борисоглебском монастыре Турова, где он продолжал трудиться на духовно-литературном поприще. Умер Кирилл Туровский приблизительно в 1188 г. в возрасте около 75 лет. Православная церковь канонизировала Кирилла Туровского. Дни его памяти установлены 28 апреля и 11 мая.

Своей многогранной духовно-нравственной и литературной деятельностью наш соотечественник из далекого XII столетия — православный священник Кирилл Туровский — широко прославил свою Родину за ее пределами, сыграв значительную роль в формировании лучших сторон менталитета восточнославянских народов.

Сергей Лютко, кандидат исторических наук, доцент
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter